Московский Кремль при Иване Калите — Аполлинарий Михайлович Васнецов. Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 51 x 69 см.
Не раз за прошедшие века перестраивалась Москва: заново отстраивались мощные стены и башни, мосты соединяли берега реки, новые храмы поднимались на месте разрушенных, возводились княжеские палаты и монастыри, целые кварталы застраивались домами и торговыми лавками.
Аполлинарий Михайлович Васнецов поставил перед собой трудную задачу – показать, как менялся облик его любимого города, и он ее успешно выполнил, создав целый цикл исторических работ. Отдельную группу образуют изображения московского Кремля в различные эпохи, по которым легко проследить все происходящие с ним перемены.
Изучая найденные во время раскопок остатки массивных бревен и сохранившиеся фундаменты, часами вчитываясь в древние летописи и труды историков, изучая старинные предметы, найденные археологами, художник по крупицам восстанавливал обличье столицы. Он хорошо знал русскую архитектуру, традиционную одежду и бытовые предметы, и ему удалось соединить в своих картинах исторические факты и художественное мастерство. Его Москва невероятно живая и реальная, кажется, что мастер рисовал ее улицы с натуры.
XIV век на Руси, время правления великого князя Ивана Калиты. Поздняя осень. Недавно выпавший снег припорошил землю, белым покрывалом лег на крыши палат и усадеб, раскинувшихся на высоких склонах Боровицкого холма. На его вершине, среди деревянных домов, нежным бледно-кремовым цветом светятся белокаменные храмы. Отчетливо видны купола Успенского и Благовещенского соборов, Архангельской церкви. Строительство идет полным ходом — среди серо-коричневых зданий выделяются золотисто-желтоватые срубы строящегося дома, стоит в лесах новый храм.
Крепость на холме окружают неприступные дубовые стены с узкими бойницами. Они соединяют между собой массивные четырехугольные башни из толстых бревен. Неподалеку от них выстроен частокол из крепких стволов с заостренными концами. Широкие ворота распахнуты, открывая дорогу через проездную башню, над въездом в которую висит икона, к Соборной площади – центру Кремля. По деревянному мосту, перекинутому через пока еще незамерзшую реку, неспешно идет конный обоз, везущий бревна для постройки.
Жизнь кипит. На реке разгружаются большие суда, доставившие строевой лес. Часть его пока еще лежит на берегу, остальные стволы сложены аккуратными штабелями. Рыбацкие просмоленные лодки уткнулись носом в красно-коричневый берег, рядом покачивается на волнах ярко раскрашенная ладья. Возница ведет с причала лошадь, набрав воду в большую бочку.
Высокие мостки, соединенные с прочным зданием на берегу, стоят в темной стылой воде. Вблизи замерли в холодном воздухе длинные жерди на высоких столбах, помогающие поднимать груз. В домах топятся печи, белый дым идет из труб, вырывается через узкие окошки под крышей и раскрытую дверь.
Вдали за стенами виден посад, где селились горожане, которым не хватило места в крепости.
Холодная спокойная палитра – голубоватое пасмурное небо, серые, оливково-коричневые цвета построек, редкие желтые пятна кустов на склоне, белый цвет снежного покрова – все это создает спокойное и умиротворенное настроение. Размеренно течет мирная жизнь москвичей, занимающихся обычной работой. И нерушимо стоит Кремль, символ надежной защиты и могущества Руси.
Достоинства лучших исторических картин и акварелей Васнецова заключаются не только в теплоте чувства художника, в отсутствии ощущения холодности “реконструкций”, но и в свежести их исполнения.
Большинство исторических архитектурных пейзажей выполнено без излишней натуралистической детализации.
Чувствуется, что здесь работала рука опытного мастера, тонко воспринимающего и передающего также и стиль своей эпохи, современника М. В. Нестерова и А. П. Рябушкина, В. А. Серова и М. А. Врубеля, А. Я. Головина и Н. К. Рериха.
Кто видел однажды его работы, которые воссоздают сказочный образ древней столицы, тот навсегда запомнит эти шедевры. Он обладал необыкновенным даром письма.
Его работы наполнены жизнью людей, красотой природы Руси и историей русского народа. Это и стало ведущим звеном в творчестве Мастера. Подобные картины помогают понимать глубокую суть его произведений.
Будущий художник родился в семье священника. Отец любил природу, изучал науки, астрономию и живопись. Он с детства привил мальчику влюблённость в природу, он долго мог наблюдать за её изменениями, а ночью обожал любоваться звёздами и созвездиями.
За свою жизнь художник много добился и написал достаточное количество картин, однако, одной из самых ярких работ является картина «Московский Кремль при Иване Калите». Здесь мы видим дубовые кремлёвские стены будущего города, вместо стен, выполненных из сосны, как предполагалось ранее. Художник показал город со стороны реки Неглинной и Москвы реки. На переднем плане изображена небольшая часть реки, лодки и люди, которые занимаются своими делами. Деревянный мост, который переброшен через Неглинку, ведёт в Кремль через Боровицкие ворота. На берегу люди начинают топить бани, а из их окон валят клубки дыма.
Частокол из дуба, установленный напротив кремлёвской стены, построен специально, в целях безопасности Кремля. На холме расположен княжеский терем, соединённый срубами из дерева, а к нему установлена высокая лестница. По левую сторону от княжеского двора изображён Успенский собор, выполненный из камня, а чуть поодаль, построен Архангельский собор.
Красоту картины подчёркивает зимнее небо и восхитительный колорит картины, выполненный в коричневато-голубоватых тонах.
Как выдающийся знаток исторических мест Москвы, Васнецов часто писал картины, изображавшие Москву и ее окрестности. Картина «Московский Кремль при Иване Калите» была закончена в 1921 году. В это время художник уже имел признание не только среди живописцев, но и в научных кругах.
В те времена выпускались брошюры — краткие пособия, посвященные историческим местам России. В том числе пособия включали серию брошюр об истории Москвы. Брошюры были исполнены в формате пособий для учеников с картинками. Лучшие российские ученые участвовали в написании картин для пособий, включая и Васнецова.
Естественно невозможно было воссоздать со стопроцентной точностью здание Московского Кремля. Но такая задача и не стояла. Главное нужно было показать характер и тип построек того времени. Васнецов блестяще сумел точно описать не только места нахождения построек, но и изобразить материал, из которого были изготовлены здания.
На картине мы видим Москву поздней осенью — река еще не замерзла, но крыши домов и земля уже покрыты снегом. Мы видим Боровицкий холм и Кремль с того места, где Неглинка впадает в Москву-реку.
Впереди мы видим лодки-паузки у причала, торговые суда.
Причал заполнен предметами и инструменты, которые, вероятно предназначались для разгрузки грузов с лодок и кораблей. Вдали виднеются домишки из которых валит дым. Вероятно это бани или отапливаемые помещения, для хранения товаров.
Так же повсюду мы видим бревна — в реке, на берегу, сваленные в кучу и аккуратно уложенные. Так художник показал сплав, осуществлявшийся в те времена по Москве реке. Мужики на берегу вылавливали подплывающие бревна и складывали его на берегу, далее его грузили на обозы и везли ближе к городу. Один из таких обозов так же изображен на картине возле ворот Кремля.
Художник верно изобразил мощные стены Кремля, сделанные из острых и мощных бревен. Так в то время дополнительно защищали город, оставляя между ним и частоколом свободный участок. С этого участка удобно было обстреливать врага.
В середине на полотне можно увидеть часть стены и башню с входными воротами. На воротах висит икона. За воротами мы видим жилые терема, хоромы князя, другие жилые и хозяйственные постройки. Наверху в правой части картины изображена часть собора Успения Пресвятой Богородицы, а еще правее — Собор святого Архистратига Михаила, где после смерти был похоронен и сам Иван Калита.