Якоб Йорданс –яркий представитель фламандского барокко, который пользовался большой популярностью и оставил после себя более 700 полотен. Часто сюжетом для его работ становились празднования простого народа.
История «Бобового короля» весьма интересна. У народа сложилась традиция отмечать сочельник Рождества пышным застольем, на котором было особое правило: в тесто для пирога клали боб, а тот, кому попадется кусок с этим зерном, становится королем на все время празднования. Король мог выбрать себе королеву, назначить шута и различных министров. Благодаря этой традиции исчезала напряженность в отношении простых людей к различным представителям власти, не говоря о том, что это необыкновенно веселило народ.
На полотне Йорданса запечатлен момент, когда свита короля давно назначена, начало пира осталось далеко позади, но он не собирается заканчиваться. Избранного «правителя» окружили его подданные: мужчины, женщины, а также дети и животные – они являются особенностью таких картин. Художник запечатлел на холсте единство народа в веселье, в общем радостном и рассеянном настроении. Бокалы с вином, поднятые в воздух, вместе с другими приборами для трапезы лишь дополняют и завершают картину.
Оставив фон и помещение темным и серым, словно говоря о том, что они не важны, живописец делает акцент на людях, счастливых выражениях их лиц, мимике, позах и жестах, выделяя их светом и бликами, что делает атмосферу еще более радостной и веселой.
У «Бобового короля» есть второе название – «Король пьет!». В процессе написания Йордансом было создано несколько версий картины, которые хранятся в Париже, Вене, Брюсселе, Польше и Касселе (Германия). Время появления этих полотен достаточно сильно размыто: разные версии создавались в период с 1638 до 1655 года.
Разнятся и их размеры: самый маленький холст – 155х204 см, самый большой – 243х373 см. Кроме того, сохранилось несколько подготовительных рисунков живописца малых размеров, которые также находятся в разных музеях мира.
Художник эпохи барокко Якоб Йорданс еще при жизни стал весьма востребованным художественным мастером. Он отличался удивительной творческой работоспособностью – более 700 полотен остались в наследии мировой культуры. Жизнь во Фламандии пользовалась неизменным интересом живописца, особенно моменты празднований у простого народа.
«Бобовый король» 1638 г. – картина с удивительной предысторией. У местного населения зародилась традиция – отмечать религиозный праздник особым способом. Накануне 6 января здесь собирались пышные застолья, на которых путем лотереи разыгрывалось почетное место короля. Король мог выбрать среди присутствующих королеву и назначить остальную свиту: различных министров и шута.
Избирался главный на вечеринке с помощью боба, который перед ужином клали в тесто – и кому попадется пирог с заветным зерном, тот и выиграл. Боб был выбран неспроста: он символизировал путеводную звезду Вифлеема, приведшую волхвов ко Христу. Подобная традиция веселила и забавляла простой люд, а заодно избавляла от напряженности в отношении к представителям власти.
Йорданс пишет момент, когда гости уже захмелели и в ритме единого настроения предаются самозабвенному веселью. В центре композиции – избранный бобовый король. Его окружают верные «подданные»: женщины и мужчины разных возрастов. Особенность таких картин – постоянное присутствие в поле зрения детей и животных.
Здесь единство и общность народа: совсем пожилая дама на заднем плане сдержанно одобрительно улыбается; музыкант подле нее забылся в хмельном полусне; сидящая мать с младенцем совсем позабыла о разомлевшем ребенке у нее на коленках; слева женщина средних лет, будто не замечая, дает вино маленькой дочке. Орудия трапезы и поднятые бокалы завершают атмосферу картины.
В свободной манере живописец показал теплую и жизнерадостную сцену жизни соотечественников.