Картина Виктора Васнецова Ковер-самолет - Васнецов Виктор Михайлович
Картина Виктора Васнецова Ковер-самолет

Картина Виктора Васнецова Ковер-самолет

Это произведение вторая работа Васнецова, в которой он обратился к сказочной былинной тематике. Первая картина была «Витязь на распутье». Далее художник создал еще немало работ, где изображены сцены из сказок, былин, мифов, легенд. Все они наполнены особым смыслом. Мы же сейчас рассмотрим картину «Ковер-самолет».

Виктор Васнецов один из первых в живописи обратился к былинно-сказочным сюжетам. Картина «Ковер-самолет» принесла художнику любовь народа и славу по всему миру.

Зритель сразу обращает внимание на красочное пятно в центре картины. Это Иван-Царевич на ковре-самолете с клеткой, где заперта жар-птица. И сам ковер напоминает огромную птицу с изогнутой головой и широко раскинутыми крыльями. А пролетают они над бескрайними реками и полями России.

Транспортное средство не самое устойчивое. Но Иван уверен в себе и стойко держится, что говорит и о его победе. Ведь домой он возвращается не с пустыми руками, а с сказочной птицей в плену. Иван стремится к покорению вершин, хочет и дальше завоевывать. Герой картины — олицетворение людских надежд на светлое будущее, и сама картина в целом – как мечта и вера людей в лучшее.

Противопоставлен же героям фон. Пейзаж тусклый, ничем не примечательный. Лишь розоватые краски рассвета разбавляют небо. Совы и голые черные деревья – неприятности в жизни человека. Также говорят, что совы — посланницы Бабы-Яги. Но такой фон задуман не просто так. Это реальный обыденный серый мир противопоставлен сказочному яркому. Действительно, центральные сказочные фигуры выделяются среди унылого пейзажа. Даже месяц на заднем плане не может сравниться с яркостью волшебной птицы, которая как луч света на всем полотне.

Живописец успешно символизировал желания людей быть выше серых дней и всего плохого, что может случаться в жизни.

А заказал картину Савве Мамонтов – меценат, председатель правления начинающей строиться Донецкой железной дороги. Однако, работу в результате не приняли из-за излишней сказочности. Несмотря на это, картина после выставки была встречена восхищением зрителей и принесла славу Васнецову.

В настоящее время оригинал картины можно увидеть в Нижегородском художественном музее.

Ковер-самолет – мечта любого ребенка. В этом сказочном предмете заключено вечное стремление человека к полету. На картине Васнецова этот волшебный предмет напоминает гигантскую птицу, распростершую крылья над бескрайними просторами.

На ковре Иван-богатырь со своей добычей – клеткой с Жар-птицей. Богатырь уверенно держится на летающем подарке Бабы Яги, крепко сжимает в руках клетку. Он спокоен и сосредоточен, готов к новым испытаниям и непростым заданиям. Сопровождают полет три совы – вероятно, это посланницы Бабы Яги, хозяйки ковра-самолета. Они указывают путь, а может быть приглядывают за подарком.

В отличие от богатыря на ковре, пейзаж в картине безжизненный и унылый: лениво текущая река, темно-зеленые берега, редкие деревья. Так художник противопоставляет реальный мир (обычный, лишенный привлекательности и разнообразия) и мир сказочный (многоцветный, яркий, энергичный).

Ковер-самолет с героем изображен на фоне белого облачного неба, что сильнее подчеркивает яркость и многоцветие как самого ковра, так и одежды богатыря, а главное – жар птицы, сияющей, словно само солнце.

Примечательная история обстоятельств, послуживших появлению на свет картины Ковер-самолет». Молодому русскому художнику Виктору Васнецову был предложен очень заинтересовавший его заказ от крупного мецената и промышленника Мамонтова Саввы Ивановича. Было предложено нарисовать картину, олицетворяющую фантастический полет, сказочность движения.

Украсить планировалось кабинет председателя Донецкой железной дороги. Но члены правления сочли неуместными в деловой обстановке служебного помещения созданные Васнецовым полотна. Таким образом, Мамонтов стал счастливым обладателем картин, украсившим его личную коллекцию.

Средством для передвижения по воздуху народное творчество избрало летящий по небу ковер, на котором сказочный герой возвращается с победой. Иван Царевич с честью выполнил задание, отыскал в тридевятом царстве, тридесятом государстве волшебную Жар-птицу в золотой клетке, свет от которой озаряет бледный небосклон. В традиционном для русских народных сказок нарядном и торжественном царском одеянии, стоит в полный рост юный царевич на летящем по небу ковре. Весь его облик говорит об уверенности, смелости и неподкупности героя.

Иллюзию движения создают распростертые по диагонали края полотнища, явно напоминающие крылья огромной птицы, рядом с которой реальные, испуганные пернатые, выглядят довольно мелко и жалко. Пейзаж, простирающийся под крылом ковровым, видится в перспективе, усиленной туманной дымкой.

Гладь протекающей внизу реки, уходящей вдаль, подчеркивает реальность ощущения движения летательного средства. А уверенность в материальности, весомости ковра-самолета создается его изгибами. Воплощая извечную мечту народную о покорении воздушных просторов, картина наполнена оптимизмом и верой в прекрасное будущее.