Картина Николая Рериха Мадонна Орифламма - Николай Рерих
Картина Николая Рериха Мадонна Орифламма

Картина Николая Рериха Мадонна Орифламма

Свою картину “Мадонна Орифламма” известный художник Рерих написал специально к Пакту Мира. Мысли об этом Пакте слишком часто не покидали художника, поэтому их отголоски можно заметить во многих его работах.

Эмблему «Знамения» он использовал более чем на половине полотен 30-х годов. На своей картине художник изобразил Мадонну, удерживающую в руках полотно со «Знамением».

У какой-то степени художник отобразил в своей работе женскую борьбу за равноправье. Эта борьба в некоторых странах длиться по сегодняшний день, а в первых десятилетиях 20-го века она стояло весьма остро.

Поэтому Николай Константинович не мог не уделить ей внимание. Достаточно часто женские объединения активно защищали все идеи художника, в том числе и «Знамение Мира». Ну а сам художник верил в то, что тонкая женская натура поможет по-новому людям всего мира взглянуть на культуру и творчество.

Мадонна считается женским началом. На картине художника величественный облик Орифламмы символизирует Божественное проявление в видимом и невидимом мирах. Яркой золотой нимб, как символ духовности тому подтверждение. Рериху удавалось проникать в тонкие сферы Бытия, и передавать через свои работы все сложившиеся чувства и впечатления.

Рерих изображает Мадонну в лиловом цвете, цвете отражавшем Бытие. В руках Орифламмы растянуто «Знамя Мира», выраженного через символ триединства. Художник подчеркивает значимость «Знамени», и показывает что Знамя дано нам Всевышним. Оно выступает образом, идеей эволюции и людям необходимо осмыслить эту идею, ее движение, не смешивая все это с низким, мирским пониманием.

Картина Н. К. Рериха «Мадонна Орифламма» создана на холсте темперой в 1932 году. Оригинал находится в Музее Николая Рериха в Нью Йорке. По поводу этого произведения Н. К. Рерих сообщает в письме 13 февраля 1932 года из Индии барону М. А. Таубе – юристу, председателю Французского комитета Пакта Рериха, по отцовской линии двоюродному брату: «Посылаю Вам ещё снимок Св. Владычицы Знамени – Мадонны Орифламмы. К сожалению, без фильтра отношение красок не удалось, и Вы можете судить об общем расположении картины. Лиловое одеяние Богоматери тоже не вышло как следует».

В письме мадам де Во Фалипо – председателю Европейского центра Рериха в Париже и Французского рериховского общества Н. К. Рерих сообщает: «Вы уже знаете о том, что 29 мая (1932 г.) мною спешно послано 18 картин, с «Мадонной Орифламмой» во главе, в г. Брюгге».
В письме барону Таубе 14 июня 1932 года Н. К. Рерих пишет: «Среди посланных 18-ти картин имеется группа, так сказать, католическая, а затем группа, принадлежащая нашей экспедиции в Центральную Азию и Тибет». А в письме от 9 июня: «Впрочем, мадам де Во писала нам, что «Мадонна» будет председательствовать на выставке». Выставка проходила в Бельгийском городе Брюгге на Второй международной конференции в августе 1932 года.

Мадонна (итал.) – Богоматерь, Дева Мария, Богородица. Мадонна – Высокое женское начало. Мы видим на репродукции величественный облик Высокого женского начала, как символ Божественного проявления по своему существу в проявленном, видимом и невидимом мире. Золотистый нимб – свидетельство высокой духовности, подтверждает это. Нимб (лат.) – облако свечения вокруг головы – символ святости божественной. В этом произведении мы видим один из аспектов Матери Мира в необходимом для человечества проявлении в данное время.

Художник, творец, проникающий в Высокие сферы Бытия, каким был Н.К. Рерих, передаёт нам свои тонко воспринимаемые впечатления. И мы, принимая этот дар творца, испытываем радость.

Мадонна в прекрасном лиловом одеянии, Лиловый цвет – это тонкая градация фиолетового цвета, отражающего высокие сферы Бытия. В руках Мадонны Знамя Мира со знаком Мира, знаком триединства. Н. К. Рерих подчёркивает, что Знамя Дано именно от Великих Учителей, Владеющих Высшими лучами из Мира Беспредельного. Знамя Великого Учителя – это образ, идея только эволюционного плана. Главное понять этот эволюционный план, и не смешивать идеи высокие с низкими, тёмными, которые быстро примешиваются к идеям высоким и уже не от лица Истины ведут к искажёнию действия.

В 1932 году Н. К. Рерих написал гимн-воззвание, молитву-обращение Мадонне Орифламме «Владычица червонно-пламенная! Владычица Знамени Мира!», то есть владеющая Знаменем Мира. (читать гимн-воззвание)

Картина называется «Мадонна Орифламма». Орифламма – французское слово. Н. К. Рерих по-новому раскрывает значение слова через своё живописное произведение. Ори – от латинского aurum – золото. Фламма от латинского – пламя. Речь идёт о золоте как символе высшей духовности, как символе излучений Божественного Солнца, Божественного Источника особой чистоты высших энергий. Речь идёт о золоте высшей пробы – червонном золоте с красноватым оттенком, дающим пламя. Пламя чистого Огня. Червонное золото, дающее сияние, переходящее в пламя. Пламенеющий чистый огонь средоточия сердец человеческих планеты в самой устремлённой части его созвучен с Иерархией Великих Учителей.

На Знамени на белом фоне (а белый фон мы воспринимаем как символ высшего синтеза) в круге три соединённые амарантовые Сферы, как символ Вечности, Единства – так указывает Н. К. Рерих в статье «Знамя Мира», написанной в марте 1930 года в Нью Йорке. Знамя Мира – отличительный флаг Пакта охраны культурных ценностей. Амарант (греч.) – неумирающий. Цвет знака Знамени Мира можно охарактеризовать и как пурпурный (лат. – ярко красный с фиолетовым отливом) с внутренним свечением. Пурпурный цвет – цвет мужества. Знак Знамени Мира – как символ единства прошлого, настоящего, будущего в круге Вечности. Он же – символ единства науки, искусства, религии в круге Культуры, выражающей синтез.

Символ Знамени Мира проводится через женское начало в период перехода в Новую Эпоху, которая началась в 1936 году с определёнными космическими изменениями. Великие всё предвидят и дают Знания. Именно Высокое женское начало – утончённое и оттого возвышающее всё вокруг, может быть проводником знака сохранения Сокровищ, то есть Высших духовных и вечных сокровищ. Сокровища находятся в Высшей Обители, в ларце Матери Мира. Они предназначены для человечества, в том числе Земли. Надо только уметь пользоваться Сокровищами и хранить их.

На картине мы видим слегка склонённую голову Мадонны к человечеству. На краях полотна Знамени Мира отблески зеленоватого оттенка, а возможно это изумрудный (зелёный с внутренним свечением). Такого же оттенка цвета и Ларец и Пьедестал Мадонны. Время, как и репродукция меняет соотношение цветов. Мы знаем, что зелёный цвет символ Земли, планеты Земля. Каждый новый годовой цикл планеты начинается с зелёного цвета весны. Идёт зарождение нового из прошлого огненным соединением с новым Божественным потоком. И этим идёт обновление формы и содержания на планете. И только вечно-зелёные растения напоминают о постоянстве этого процесса.

К своей картине Рерих успел написать гимн, воззвание, символизирующий молитву и обращение к Мадонне Орифламме, обладающей «Знамением Мира».