Решетников – знаменитый советский художник, знаменитая картина которого «Опять двойка» известна каждому. В годы войны он работал военным корреспондентом, собирал материал, рисовал карикатуры в Севастополе.
А однажды приехал в командировку в Москву и остановился на улице посмотреть, как играют ребятишки – оборванные, грязные и наверняка голодные. Увиденное так запало ему в душу, что вскоре он взялся за картину, которая открыла его «детский цикл» – впоследствии именно он принес художнику известность, потому что с добротой и легкой иронией тот показывал близкие каждому человеку сценки детства.
Самой известной картиной Федора Решетникова, несомненно, является полотно «Опять двойка». Однако отражением детской темы художник увлекся гораздо раньше. Как-то раз, прогуливаясь по московским улицам, он стал свидетелем того, как толпа ребятишек устроила шумную игру в духе военного времени — впоследствии именно эта сценка и подтолкнула Федора Павловича к написанию серии картин о радостях и горестях детства.
Полотно «Достали языка» Федора Решетникова демонстрирует стычку дворовых мальчишек на фоне реальных военных событий. Так же, как и суровые взрослые, ребята выходят на тропу отчаянного противостояния, только борются не настоящим врагом, а друг с другом. Экипировка у мальчишек совершенно нехитрая, да и в качестве оружия представлены одни лишь деревянные винтовки, но, тем не менее, все это ничуть не умаляет драматизма сюжета. Юным натурам свойственно копировать поведение старших людей, поэтому трагичные фронтовые действия здесь тоже не стали исключением.
Пятеро воинствующих мальчиков, по всей видимости, причисляют себя к представителям советской армии. Горделивый командир, окруженный преданными бойцами, вот-вот решит судьбу пойманного врага — его как раз ведет конвой из двух пареньков и собаки. Заметно, что животное привлекли к игре едва ли не против воли, настолько скучающий и отрешенный вид выказывает этот четвероногий питомец. Коменданты, к которым подтаскивают противника, выглядят слегка растерянными и озадаченными: похоже, они еще не знают, как именно надлежит поступить с прибывшим пленником. Вопреки тому, что эта игра взрослая и, по сути, вовсе не веселая, в ней нет ни капли жестокости, злобы или страха, свойственных оригинальным событиям. Художник привносит в полотно яркие, жизнерадостные краски, пытаясь утвердить торжество жизни, мира и детской беззаботности наперекор дерзкой, хладнокровной и беспощадной войне.
«Достали языка» Федора Решетникова показывает сценку маленькой войны во время войны большой. Пока взрослые палят друг в друга из автоматов, копают окопы и закладывают мины, дети вырезают себе деревянные сабли и винтовки и тоже начинают сражаться друг с другом. Подражать взрослым – их обычное занятие, даже там, где подражать не следовало бы.
Пятеро мальчишек явно на стороне «хороших», «наших». Командир при комендантах стоит подбоченясь, ожидая, пока к нему подтащат захваченного «врага», двое разведчиков конвоируют «языка». Тот, в зеленой панамке вместо каски, упирается, не желая признавать поражение. Лохматая собачка стоит рядом с хозяином и смотрит в другую сторону, ей явно не интересна эта война.
Но шестерых солдат тяжело различить. Они одинаково растрёпаны, одинаково неряшливо одеты. У них нет формы, которая помогает взрослым разбираться в их войнах, в кого стрелять, они говорят на одном языке, и очень четко видно на их примере, что все сражающиеся – люди. Все солдаты были такими мальчишками и ничем, кроме формы, и не отличаются по сути. И мальчишки прекрасно понимают, что это игра.
Один из конвоиров участливо склоняется к пленнику – да ладно, не съедят тебя – коменданты немного растерянны тем, что сейчас придется допрашивать и, может быть, даже пытать.
Взрослая война приходит к детям, они играют в неё и делают её своей, нестрашной.