В 1952 году Федор Решетников создал знаменитую картину «Опять двойка!», а всего через два года появилась работа «Переэкзаменовка», которая является продолжением ранее заданной тематики – «детство».
Федор Решетников был приверженцем социального реализма, считался одним из самых народных художников СССР. На его работе «Переэкзаменовка» показана знакомая всем детям ситуация. Мальчик плохо учился, получил неудовлетворительные оценки, и мама ставила его дома, чтобы заниматься.
Мы видим на картине комнату в ветхом деревянном домике. Стены дома без обоев, но украшены небольшим плакатом. В комнате мы видим стол, за которым сидит мальчик. На столе, покрытом синей скатертью с желтым узором, полный беспорядок: книги, которые изначально стояли ровно, теперь разбросаны. Перед мальчиком лежит тетрадь, и на подставке стоит учебник. Ребенок отвернулся от своих учебников. Ему грустно и обидно. Он весь учебный год плохо учился и не уделял достаточно внимания урокам. Сейчас наступило лето, все дети отдыхают, а ему приходится учить.
На задней стене расположено окно. Таким образом, художник сумел расширить пространство комнаты. За окном – лето. Солнечный, теплый денек. Детвора бегает во дворе в легкой одежде. На девочках юбочки и маечки, на мальчиках шортики, панамки и футболки. Дети играют с мячом. Но они не забыли про своего товарища. Два мальчика подбежали и стали заглядывать в окно дома, где занимается двоечник. Ребята зовут его гулять. Но они еще маленькие и не понимают, что такое школа и уроки, они просто хотят развлекаться.
В комнате, возле столика, за которым сидит мальчик, стоит кресло. Мы видим, что на кресле лежат спицы и некая вязаная вещица. Клубок с нитками упал на пол. Видимо, за мальчиком долгое время приглядывала мама или бабушка, следила, чтобы он занимался. Но она пошла делать работу по дому, оставив мальчика без присмотра. В этот момент и прибежали друзья двоечника.
В качестве натурщиков для работ Решетникова выступали простые мальчики и девочки, советские школьники, о жизни которых и стремился рассказать художник.
Среди самых известных его творений – знаменитый триптих, включающая картины «Прибыл на каникулы», «Опять двойка» и «Переэкзаменовка». Занимательно то, что эти творения присутствуют в качестве картин на самих картинах. О чём же может рассказать нам заключительная часть триптиха – «Переэкзаменовка»? И почему главный герой её выглядит таким грустным?
Чтобы лучше понять сюжет, изображённый на полотне «Переэкзаменовка», стоит познакомиться с первой и второй картинами триптиха. Фёдор Решетников, что в начале своей творческой карьеры делал акцент на социальные проблемы, в середине прошлого века решил перейти к бытовому жанру живописи. Надо сказать, что это ему удалось виртуозно.
Более того, живописец с необыкновенным мастерством передавал жизнь детей, что не так просто. Естественно и гармонично изобразить ребёнка на картине – задача не из лёгких, но она оказалась по плечу Решетникову.
Картина «Прибыл на каникулы» Федора Решетникова открыла публике историю отличника, юного воспитанника Суворовского училища. Но наибольшую популярность в триптихе приобрела работа «Опять двойка». Интересно, что процесс написания её оказался самым сложным для художника.
Изначально Решетников планировал написать картину «Опять пятёрка» с мальчиком-отличником в качестве главного героя, но в ходе создания творения изменил успеваемость основного действующего лица.
На холсте «Опять двойка» перед нами совсем другой мальчик. Главный герой картины любит играть в футбол и озорничать, а вот успехов в учёбе явно не проявляет, о чём красноречиво говорит название. Что интересно, на картине «Опять двойка» можно увидеть «Прибыл на каникулы», что украшает собой стену комнаты.
Так же работа «Опять двойка» переходит на полотно «Переэкзаменовка» – тоже в виде картин, висящей на стене. Этим Решетников словно намекает нам на предысторию той ситуации, в которой оказался его главный герой. Все творения писались с разницей в 2 года, а «Переэкзаменовка» стала заключительной частью триптиха. Её Фёдор Решетников создал в 1954 году. Сегодня увидеть её можно в Горловском художественном музее.
Что примечательно, создать образ двоечника на двух картинах Решетникову помог мальчишка, живущий по соседству. Светловолосый мальчуган был одним из игроков дворовой футбольной команды.
Первая картина триптиха Фёдор Решетников «Прибыл на каникулы», 1948 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Как рассказывали знакомые живописца, для написания картин «Опять двойка» и «Переэкзаменовка» Решетников попросил мальчика изобразить огорчение, что возникло бы, если бы его не позвали играть в футбол. Именно этот подросток помог художнику прославиться благодаря серии своих работ. По сути, и сама «Переэкзаменовка» появилась на волне успеха полотна «Опять двойка».
Давайте же детально рассмотрим эту картину-историю о жизни мальчишки с далеко не самой высокой успеваемостью в школе. На первый взгляд, сюжет «Переэкзаменовки» является продолжением событий, которые мы увидели в творении «Опять двойка».
Однако если присмотреться, можно заметить, что на предыдущей картине действие происходит в городской квартире, а вот «Переэкзаменовка» демонстрирует нам сельский пейзаж за окном. На мой взгляд, художник ненавязчиво намекает, что мальчика привезли за город к родственникам (бабушке и дедушке), чтобы он мог подготовиться к повторной сдаче экзамена.
Я думаю, настроение главного героя «Переэкзаменовки» могут понять многие школьники. Перед нами в дома сидит мальчишка, вид которого весьма угнетённый и даже несчастный.
За окном сияет солнце, а местные мальчишки зовут друга присоединиться к их забавам. Конечно, герой картины не хочет даже смотреть в книги и тетради, но приходится оставаться дома.
А ещё хочу обратить ваше внимание на домашнего питомца нашего несчастного героя. Как и на многих других картинах Решетникова, рядом с основным действующим лицом находится его верный четвероногий друг. Собака тоже не выходит на улицу, словно поддерживая хозяина-двоечника. Как и на картине «Опять двойка» пёс выражает преданность и любовь к своему другу, оценки которого питомца совсем не интересуют.
Фёдор Решетников использует достаточно необычную для его творчества технику – контрасты. Печаль на лице главного героя противопоставляется задорным лицам его товарищей. Солнечный яркий свет, что врывается в окно, контрастирует с полумраком комнаты, что словно олицетворяет мрачное настроение её обитателя. Как и на картине «Опять двойка», в «Переэкзаменовке» заметно смещение к левой части фигуры главного персонажа.