1898. Холст, масло. 91 x 59. Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого, Россия.
Картина написана в подмосковном имении Олениных близ станции Подсолнечная, куда впервые приехал художник весной 1898 года. Мощно, широко, темпераментно кладет художник мазок. Единым движением кисти намечает он бурные кроны берез, студено-синюю, покрытую мелкой рябью гладь озера, деревушку на косогоре и мужскую фигуру на переднем плане.
Несмотря на то, что картина традиционно именуется «Весна» (так она означена в каталоге Всемирной выставки в Париже), более верным является название «Озеро.
Осенний этюд», приведенное в книге С. Глаголя и И. Грабаря 1913 года. К такому мнению склоняет и охристо-коричневый колорит полотна и само состояние природы, и тот факт, что — согласно письму — в Подсолнечной Левитан появился в конце апреля, чтобы снять дачу, а жил на ней постоянно с конца июня по конец августа 1898 года, уже вернувшись из Парижа, заезжая туда и позднее.
Левитан продолжил и развил саврасовские принципы русского реалистического пейзажа, его стремление через родную природу поднять веру человека в свои силы. В. П. Сазонов, директор Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкого
Сергей Есенин.
Солнца луч золотой
1911.
Солнца луч золотой
Бросил искру свою
И своей теплотой
Согрел душу мою.
И надежда в груди
Затаилась моей;
Что-то жду впереди
От грядущих я дней.
Оживило тепло,
Озарил меня свет.
Я забыл, что прошло
И чего во мне нет.
Загорелася кровь
Жарче дня и огня.
И светло и тепло
На душе у меня.
Чувства полны добра,
Сердце бьется сильней.
Оживил меня луч
Теплотою своей.
Я с любовью иду
На указанный путь,
И от мук и тревог
Не волнуется грудь.