Великая Отечественная война очень сильно повлияла на плакатное искусство на территории Советского Союза. Естественно, что главной темой тогда было противостояние врагу в лице ненавистной нацистской Германии. Однако, очень интересно проследить то, как изображался недруг на плакатах того времени.
Плакат Кукрыниксов был создан 22 июня 1941 года — в день начала Великой Отечественной войны, а уже 24 июня издательство «Искусство» стало печатать его многотысячными тиражами.
В этой лаконичной композиции художники удачно обыграли как невысокий рост Гитлера, так и вероломство его нападения на СССР вопреки действовавшему в то время мирному договору между странами. Но главное, плакат точно реагировал на главное чувство, охватившее в те дни советский народ, — всепоглощающий страх. Противопоставление гигантского воина Красной армии миниатюрному Гитлеру должно было успокоить нацию, уверить ее в собственных силах, способности отразить удар. Карикатура выполняла психотерапевтическую функцию в масштабах всей страны, и в течение следующих пяти лет эта функция оставалась главной: что было смешно, уже не было страшно.
Начало войн вообще часто сопровождается выпуском подобных карикатур. Наиболее известны среди них английские карикатуры 1803 года. В тот год Наполеон разбил в Булони, напротив английского берега, военный лагерь для двухсоттысячного войска, предназначенного для переброски в Англию. Британцев охватила паника. Карикатуристы ответили на это целым шквалом карикатур, изображающих сокрушительное поражение неприятеля в случае вторжения. Постоянным мотивом стало преуменьшение французской угрозы: именно в это время рождается карикатурный образ Малыша Бони — крошечного Наполеона Бонапарта, терпящего бедствия под ударами короля Георга или Джона Булля, олицетворявшими англичан. Наиболее известной из карикатур был лист Джеймса Гилрея, уподоблявший Наполеона Гулливеру в стране великанов: в роли короля великанов выступал английский монарх, рассматривающий его в подзорную трубу.
Любопытно, что в обоих случаях карикатуристы во многом сами создали миф о малом росте неприятельского главнокомандующего: рост Наполеона составлял 168 сантиметров (выше среднего для своего времени), а Гитлера — 173 cантиметра. Кстати, не исключено, что Кукрыниксы могли ориентироваться на листы столетней давности. Характерно, что в выступлении Молотова 22 июня Гитлер прямо сравнивался с Наполеоном, и на другом плакате Кукрыниксов, созданном в первые дни войны, фюрер изображался в двууголке Бонапарта.
Наше поколение, выросшее и воспитанное спустя больше, чем полвека после окончания Великой Отечественной войны, привыкло видеть гитлеровские войска как злобных, сильных, коварных и подлых противников. В послевоенное время образы немцев были всё так же пропитаны ненавистью к ним, но наметилась тенденция изображения врага как умного, расчётливого, а потому – очень опасного и трудного противника.
Несложно догадаться, с чем было связано такое изображение нацистов. Это делалось для того, чтобы подчеркнуть заслугу советского народа в победе над немецкими оккупантами. Победить такого сложного и мощного противника мог только по-настоящему сильный и достойный претендент, коим и являлся Советский Союз. Однако, во времена войны, гитлеровская Германия изображалась по-другому.
На первый план выносилось коварство врага, его подлость и трусость, толкнувшая его на нарушение пакта Молотова-Риббентроппа о ненападении между Советским Союзом и Третьим Рейхом, подписанного ещё в августе 1939 г. Советские люди должны были знать, что по ту сторону линии фронта против них сражается очень хитрый и трусливый враг, который не является таким уж непобедимым, каким он себя считает.
Именно так и была изображена Германия на плакате «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Этот шедевр советского плакатного искусства был создан в 1941 г. группой художников-плакатистов «Кукрыниксы» в составе М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова. На плакате изображён солдат-красноармеец, готовящийся смертельно поразить врага – фюрера Третьего Рейха, Адольфа Гитлер. Гитлер на плакате изображён маленьким, сгорбленным человечком, сжавшимся перед ударом советского воина. Идея плаката была проста: враг уже нас боится, а потому победа грядёт, более того – победа уже рядом.