Анализ картины Валентина Серова Феб лучезарный -
Анализ картины Валентина Серова Феб лучезарный

Анализ картины Валентина Серова Феб лучезарный

«Феб лучезарный» – поистине сияющая великолепная картина известного русского живописца Валентина Серова. Кстати, единственный пример росписи потолка в его творческой деятельности. Эта работа – несравненный предмет восхищения в коллекции тульского художественного музея.

В 1887 году Валентин Серов, тогда ещё молодой малоизвестный художник, был приглашен помещиком Николаем Дмитриевичем Селезневым в Архангельское село. Магнат доверил ему роспись плафона для одного из залов своего дома. Сведения о том, принадлежала ли идея сюжета В. Серову, или его заказчику – нет. Картина писалась на холсте круглой формы масляными красками. В центре размещена золотая колесница с восседающим на ней богом солнца – Гелиосом. Он крепко держит поводья, правя белоснежной четверкой коней, взирая вниз на землю – свои владения. Его голову обрамляет ореол лучей, пронзающих небо и облака.

Автор полотна «Феб лучезарный» — Валентин Серов, выдающийся русский художник конца XIX — начала XX веков. В 1885 году живописец закончил обучение в Петербургской академии художеств, а уже зимой 1887 года получил заказ от статского советника, тульского помещика Николая Селезнёва написать украшение для потолка в библиотеке его дома в селе Архангельское Ефремовского уезда Тульской губернии.

Селезнёв, унаследовав имение от своего отца, решил построить в Архангельском новый большой дом. В 1905 году он был разрушен после пожара, но, по воспоминаниям свидетелей, представлял собой великолепный двухэтажный особняк в итальянском стиле, с роскошной отделкой интерьеров.

Заказ, полученный от Селезнёва, позволил молодому художнику оплатить поездку в Италию и там продолжить совершенствовать свое мастерство. Работая над росписью, Серов впервые обратился к монументальной живописи и взял тему из мифологии. Средствами изобразительного искусства художник передал поэзию античного мира. В центре произведения — Аполлон, бог солнечного света, покровитель искусств. Согласно греческой мифологии, он одаривал землю теплом и светом, совершая ежедневный путь по небосводу на золотой колеснице. У него было прозвище — Феб, что значит «лучезарный», «сияющий». Таким он и предстает в работе художника — в ореоле солнечных лучей, в колеснице, запряженной четверкой белых лошадей. Аполлона называли и «сребролуким»: на картине в его колчане — серебряные стрелы, с помощью которых бог света карает зло, замеченное им на земле. Помогают управлять мощными скакунами две богини — богиня Утренней зари (справа) и богиня Вечерней зари (слева).

Картина была сильно повреждена во время пожара в усадьбе в 1905 году. В плачевном состоянии «Феб лучезарный» был передан сначала в Ефремовский музей им. М. Ю. Лермонтова, а затем в Тульский музей на хранение. В 1947 году произведение отправили в Москву во Всесоюзные центральные художественно-научные мастерские имени академика И. Э. Грабаря на реставрацию, которая длилась почти 10 лет. После этого картину вернули в музей и сегодня ее можно увидеть в постоянной экспозиции.

Одна часть небосвода мерцает звездами – там царит ночь, а другая символизирует уходящий день. Выстроенная композиция ярко демонстрирует переход дня по мере движения сверкающей колесницы бога солнца. Две спутницы Гелиоса – олицетворение утренней и вечерней зари. Преобладающие в изображении – нежно-золотистые, сине-голубые, розовые, коричневые и серые тона образуют воздушность неземной торжественной процессии.

Впоследствии «Гелиос», ещё одно редко используемое название настоящей картины, будет повреждена вследствие пожара усадьбы в 1905 году. Второе рождение ей даст художник Игорь Грабарю. В 1925 году холст будет доставлен в Тульский музей. Спустя несколько лет, наконец, оказавшись в 1948 году в Москве, произведение проходит полноценную реставрацию в Национальной художественной мастерской.

В Тулу легендарное произведение будет возвращено спустя 9 лет. Сегодня картина, как и в далеком прошлом, приковывает взгляды посетителей, завораживая своей поистине «лучезарной» красотою.