Жуковский – известный русский пейзажист. Также писал натюрморты, всегда отдавая предпочтение природе и её простой красоте, недоступной для суетливых людей, постоянно стремящихся куда-то, бегущих, шумящих и не способных остановиться, чтобы оглядеться вокруг. Это – его картины. Застывшие мгновения, которые может заметить любой, если вовремя затормозит и оглянется. Словно огорченный неспособностью природы достучаться, Жуковский изображает обычные повседневные моменты.
Иронично, что не замечая их день за днем вокруг себя в обычной жизни, люди платят деньги, чтобы прийти и взглянуть на картины. Возможно, это потому, что внутри них природа кажется вовсе не такой яркой и праздничной, какой видел и изображал её Жуковский.
«Окно с фиалками» показывает обычный вид из окна где-нибудь в деревне. Само оно выкрашено белой, немного облупившейся краской. В ящике растут фиалки – они как раз цветут, синие симпатичные цветочки так и притягивают взгляд. Остановившись на них, не сразу переводишь взгляд дальше, а как раз дальше и начинается самое интересное.
Трава зелена, как после недавнего дождя. Небо кажется сияющим, умытым, оно невозможно-голубого, яркого цвета. По нему ползут белые облака, похожие на пушистых китов. Они отражаются в речке, за которой тянется к небу редкий бор. Судя по виду пейзажа – весна. Лиственные деревья стоят голые, одно заглядывает в окно, покачивает ветками. Елки темно-зеленые, им нипочем холод, но, судя по тому, как ярко зеленеет трава, лето уже не за горами.
Так и хочется шагнуть в картину, перелезть через низкую изгородь и, как в детстве, не думая ни о чем, убежать на речку рыбачить и купаться.
Тем ироничнее то, что тот, кто живет в реальности картины у такого праздничного, заманчивого окна, скорее всего поливает фиалки механически, между работой и работой, и вовсе не думает о том, насколько прекрасный вид можно застать, если выглянуть наружу не по надобности, а по велению души.