Анализ картины Поля Сезанна Современная Олимпия - Поль Сезанн
Анализ картины Поля Сезанна Современная Олимпия

Анализ картины Поля Сезанна Современная Олимпия

Ранний Сезанн работал преимущественно с темными тонами. Его вдохновляли полотна таких живописцев как Курбе, Делакруа и Домье. В 1870 году художник создает «Современную Олимпию». Огромное влияние на написание данной картины оказал Эдуард Мане и его скандальная картина «Олимпия». Вторая версия картины была написана через несколько лет после первой. Она была светлее и ярче предыдущей. В это же время стиль художника больше склоняется к импрессионизму.

Эта картина, как и известнейшее полотно Мане, вызвало шквал негодования у современной художнику публики и поток резко негативной критике. Причем осуждению подверглась не только сама идея картины, но и техника изображения.

Полотно выполнено в резкой, размашистой манере, выразительными мазками с использованием множества ярких и сочных красок. На первый взгляд картина кажется эскизом, так как она не передает мельчайших подробностей изображения, как в произведениях классической художественной школы. Ее задача – передать ощущение, впечатление, что ей удается великолепнейшим образом.

На картине Поля Сезанна Современная Олимпия изображена сцена с одалиской, мужчиной в темной одежде и чернокожей служанкой. Перед нами помещение, не имеющее четких форм. Зритель видит зеленый ковер, на котором стоит ярко-красный столик с фруктами и вином, большую золотисто-оранжевую драпировку с крупными кистями, примерно в той же гамме решенный диван с сидящим на нем мужчиной с тростью в руках, пышной белой постелью и огромным вазоном на постаменте, полном цветущих растений. Фон изображения перекликается по цвету с зеленым ковром, на нем едва заметно изображение люстры в бледно-золотых тонах.

На белоснежной постели лежит в достаточно странной рискованной позе одалиска с длинными, темными волосами, привольно раскинувшимися по подушке. За кроватью стоит прислужница, накидывающая на лежащую женщину полупрозрачную белую ткань.

Понятно почему эта картина вызвала такой шквал негодования у публики того времени. Во-первых, это сюжет, бросающий вызов ханжеству эпохи. Во-вторых, это сама манера изображения, использованные краски и манера письма. Привыкшая к «вылизанной» классической живописи публика не смогла сразу перестроиться и принять выразительную и энергичную манеру письма мастера, которая впоследствии стала его «фирменной» чертой и сохранила его имя для потомков как великого художника.

Картина больше похожа на карикатуру либо черновой эскиз. Здесь нет той структурированности, которая присуща поздним работам Сезанна. По аналогии с Мане, «современная Олимпия» у Сезанна изображена нагой на кровати. Темнокожая служанка пытается то ли укрыть, то ли раскрыть нагую женщину покрывалом. Отличием Олимпии Сезанна от Олимпии Мане – полностью зеркальное. Благодаря меньшему размеру Олимпии, Сезанн нарисовал еще на картине мужчину, который ее рассматривает. В фигуре мужчины многие видят самого автора.

«Современная Олимпия» стала такой же скандальной, как и знаменитая «Олимпия» Мане. Многие осуждали картину из-за того, что на ней изображена женщина древней профессии. Ракурс, в котором изображена она – очень откровенный. Нам не известны настоящие мотивы, которые преследовал художник, что он хотел показать нам, когда писал данную картину. Некоторые считают, что Сезанн утратил рассудок, когда писал свою Олимпию. Впервые картина на общее обозрение была представлена в 1874 году на выставке импрессионистов.