Анализ картины Петра Кончаловского Автопортрет с женой (1923) - Петр Кончаловский
Анализ картины Петра Кончаловского Автопортрет с женой (1923)

Анализ картины Петра Кончаловского Автопортрет с женой (1923)

Илья Иванович Машков (1881-1944) — один из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». В творчестве «бубнововалетцев» нашли отражение приемы французской живописи — постимпрессионизма, кубизма, а также эстетика народного лубка. Машков запечатлел себя с другом-единомышленником, художником Петром Петровичем Кончаловским.

Парный портрет друзей, почти обнаженных силачей со скрипкой и нотами, был весьма дерзким в глазах публики начала ХХ века. Столь эпатажное поведение и открытая самоирония не носили никаких злых умыслов. Домашняя обстановка с уютным чайным сервизом, лубочные натюрморты, висящие на стенах, пианино словно погружают зрителя во внутренний, совсем безобидный мир художников. На корешках книг, стоящих на полке, можно прочесть: «Искусства», «Библия», «Сезанн» — это те основы, что составляют мировоззрение живописцев. Во многом, именно отталкиваясь от творческого метода П. Сезанна — кумира художников, происходило становление живописи «бубнововалетцев». Лежащие на полу гири говорят об их внимании к красоте своего тела, а музыкальные инструменты — благообразии души. Тем самым Машков словно иллюстрирует народную мудрость: «В здоровом теле — здоровый дух», призывая к гармонии внешнего и внутреннего человеческой натуры.

Полотно прямолинейно напоминает рембрандтовский мотив автопортрета с Саскией. Этим художник отмечает бессмертие и современность выбранной темы. В насыщенной, красочной, вещественной живописи двойного портрета возникает новый стиль художника – реализм, подхвативший лучшее наследие прошлого. Автопортрет становится этапом всего творчества мастера. В этом произведении живописец восхваляет супружеские чувства, поднимая фужер за успехи и радости, достигнутые совместно с женой и подругой.

На холсте два жизнерадостных веселых человека держат в руках рюмки с красным вином. Подразумевается тост, посвященный счастливой семейной жизни. Все подробности картины подтверждают тот факт, что эти любящие сердца бьются созвучно, в одном ритме. Композиция портрета взыскательна и выразительна, убедительна и содержательна. Широкими резковатыми мазками автор непринужденно и достоверно выражает форму. Интенсивные рельефные краски холста сильно и в то же время деликатно выражают открытую человеческую радость. Удивляет естественность изображения, лишенного наигранности, инсценирования. Сочетание красочных мазков создают живость выражений лиц, которую сохраняет быстротечное время с теплыми и великодушными улыбками художника и его супруги.

Пара сидит за небольшим круглым столом, причем женщина пристроилась на коленях у супруга, а тот обнимает ее рукой за талию. Обстановка комнаты соответствует жилищу художника: на заднем плане на стене висит картина в позолоченной раме, а справа за спиной мастера штора в зеленых и красных тонах с изысканным орнаментом. Сам живописец одет в домашний халат темного оливкового цвета и шапочку из черного бархата. Его довольное лицо подчеркивают усы и слегка прищуренные глаза. Привлекает внимание высокий лоб художника, изрезанный резкими морщинами.

Лицо супруги показано в профиль, однако заметен румянец на щеках. На голове простая прическа безо всяких изысков, открывающая полностью белоснежную кожу шеи. Платье поддерживает общий колорит полотна: черный бархатный корсаж с рукавами бронзовой расцветки. На самом деле для этого портрета женское платье было сшито специально по рисунку мастера, чтобы выдержать колорит в нужных тонах.