Добужинский – один из тех живописцев, кто знал, что рожден творить. Нередкие неудачи на первых порах его не останавливали. Он самосовершенствовался сквозь творческие муки и продолжал писать.
“Кукла” – полотно, рожденное в процессе цикла о Санкт-Петербурге, где он сравнивал старый и новый город, пытаясь передать через картины его неповторимый дух.
У “Куклы”, вопреки вероятному первому впечатлению, – глубочайший смысл. Деревянный домишко давно заброшен, на подоконнике – Богом и хозяевами забытая игрушка как символ беззаботных, давно ушедших детских лет. Она – как воспоминание о детстве.
Вообще же, просматривая работы Мстислава Добужинского начала 20 века, можно проследить некую ностальгию и даже депрессивные мотивы: автор заметно скучает по старому городу. В сюжете “Куклы” из окна виден справный деревенский двор с большим сараем.
Художник хоть и поместил на картине старый домик в Санкт-Петербурге, он смахивает на уютный сельский дом, коих на тот момент в городе было немало. Добужинский демонстрирует, как пролетело время, принеся с собой невозвратимые изменения. Старая кукла олицетворяет эпоху прежнего города – беззаботную, невинную, где искренняя доброта была повсюду; теперь этого давно уже нет. Это время закончилось, оставив лишь воспоминания о прекрасном “детстве” города как эту старую, потрепанную игрушку.
Сюжет “Куклы” – своеобразный призыв автора задуматься о собственных ценностях, прислушаться к себе, понять, насколько каждому зрителю лично нравятся происходящие вокруг перемены.
Помимо фундаментальных к себе вопросов, картина может вызывать самые разные чувства, потому что ассоциации с ней неразрывно связаны с детством: от щемяще-сладкой ностальгии до неприятных воспоминаний.
Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Долгое время его домом был Петербург. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Полузаросшая тропинка виляет в стороны, а густой лес начинается прямо за деревянным забором. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.
Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Она напоминает о далеких годах прошедшего детства, когда маленькому Мстиславу приходилось разрывать свое детское сердечко и сыновнюю любовь между разошедшимися родителями. Он любил их обоих, а они жили в разных городах, из-за чего мальчику приходилось совершать постоянные переезды, живя по очереди то с матерью, то с отцом. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, поэтому так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Возможно, что с этой игрушкой у автора были связаны какие-то личные воспоминания или же ее нужно рассматривать, как атрибут утраченного прошлого, которое нельзя вернуть, потому что это само время. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.
Художник часто испытывал творческие муки, но все ровно продолжал творить. Картина «Кукла» 1905 года, была написана автором, когда он создавал цикл работ о Петербурге, он сравнивал старый город с новым, пытался описать, какой дух царил в жизни города. Автор часто пытался уловить и отобразить дух эпохи.
Картина «Кукла», кроет в себе глубокий смысл, старая кукла на подоконнике давно покинутого деревянного дома, символизирует воспоминания о прошлом, о детстве, о значимых событиях в жизни человека.
В работах Добужинского начала ХХ века прослеживается некоторая ностальгия, и даже депрессия, художник искренне скучает по старому городу. Вид из окна напоминает старый, добрый сельский дворик, где есть не большой сарай.
Хоть и автор рисовал старый домик, что находится в Петербурге, он похож на деревенский уютный дом, которых раньше было в городе много. Художник показывает, как изменилось время, а старая потрепанная кукла напоминает беззаботный давний город, где счастье, доброжелательность, невинность можно было встретить на каждом углу, теперь этого всего нет, остались только светлые воспоминания.
Картина заставляет переосмыслить человеческие ценности, а также подумать, хороши ли перемены, нравится ли все новое человеку. Каждый для себя должен сам найти ответы на данные вопросы, полотно только к ним подводит.
При виде произведения у зрителя могут возникнут разные эмоции, так как картина помогает вспомнить и подумать о прошлом, а уже у каждого человека возникнуть разные чувства по этому поводу облегчения, ностальгия, ненависть, моральный удовлетворение.