Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Скрипка - Кузьма Петров-Водкин
Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Скрипка

Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Скрипка

Петров-Водкин был российским деятелем культуры, живописцем и также театральным декоратором.

В своем творчестве он обращался к мотивам религии, пафосу революционной борьбы. В золотой фонд искусства советского времени вошло множество его работ в жанре натюрморт. Очень много в этом жанре он работал в 1918 – 1920 годы, когда им было создано несколько прекрасных картин. Так в 1918 году он написал картину «Скрипка», которая относится к этому жанру. В этой картине просматривается любовь к одухотворенному, к музыке, как к способу отвлечься от реальности, и также изображена также та реальная будничная серая жизнь с помощью домов и других деталей.

Автор говорил, что натюрморты являются одной из острых тем во время беседы живописца с натурой, он сравнивал их со скрипичными этюдами. На первый взгляд на картине изображены простые предметы, но с помощью своеобразного видения художника, они помогают создать особенный мир, поэтично преображая реальность.

Скрипка поставлена у окна, за ним виднеются многочисленные крыши, дворы города, с помощью своего изящного силуэта музыкальный инструмент изображает данный грустный мир, и от него получает минорный окрас.

Умение видеть мир в капле воды, выразить планетарные ощущения в округлой форме хвалынского яблока, передать единство мироздания в отражениях и пересечениях предметов — эта особенность присуща натюрмортам Петрова-Водкина. Заостренность проблемы формального решения — проработан каждый сантиметр живописной поверхности, демонстрируя мастерское владение оттенками основных цветов, умение достичь минимальными средствами пластической завершенности форм — придает им исключительную выразительность. В то же время в них нет схематизма и какой-либо отрешенности от реальной жизни, поэтому в самом «тихом» жанре художник находит способ выразить отклик на современность.

В начале XX века в художественных кругах стало широко известно имя Петрова-Водкина. Склонность к философским обобщениям, непрестанным поискам в области формы пронизывала весь путь художника. Его произведения постоянно привлекали к себе внимание зрителей и нередко вызывали самые противоречивые оценки.

В жанре натюрморта Петров-Водкин особенно много работал в 1918–1920, когда создал целый ряд шедевров. Несколько из них – со скрипкой, на которой художник сам прекрасно играл. По определению автора, натюрморты – «одна из острых бесед живописца с натурой»; он уподоблял их скрипичным этюдам, которые должны предшествовать концерту, то есть картине. Простые предметы, благодаря неповторимо своеобразному видению художника, создают особый мир, поэтично преображающий реальность. Чтобы разрушить статичность восприятия, художник стремился строить сферическую перспективу, как бы обозревая изображение с разных сторон.

Натюрморт Кузьмы Петрова-Водкина «Скрипка», написанный в 1918 году – это пример того, что Вячеслав Иванов называл «реалистическим символизмом».

Скрипка на фоне урбанистического пейзажа. Изящной форме инструмента противопоставлена жесткая геометрия оконных переплетов; теплому дереву – холодное стекло, маленькому пространству комнаты, человеческому приюту – громады каменных зданий безликого города. Мотив извечного конфликта духовного и технического начал приобретает в этом натюрморте философское звучание.

Сохранив привычные плавные очертания, предметную определенность формы и цвета, музыкальный инструмент утратил свою естественную жизнь. Непривычно, неустойчиво его диагональное положение в картинной плоскости. Однако именно оно придает скрипке значение образа-символа, знака музыки и культуры. Вся композиция подчинена легкому наклону вертикалей, плавному кружению пространств – зримому воплощению движения планеты, осью которой оказывается скрипка – осью духовности уникальной и неповторимой, вне которой человек лишается смысла своего бытия в этом мире.

Это произведение пронизывает единое напряженное чувство, которое исходит и от изображенного музыкального инструмента, и пейзажа за окном.

Сейчас данное произведение хранится в Государственном Русском Музее Санкт-Петербурга.

Основной особенностью художественного мышления творца как раз было постижение всеобщих законов существовавших форм во времени и пространстве и стремление жить «живой жизнью».

Для разрушения статичного восприятия реальности, художник занимался строительством перспективы на будущее, как бы стараясь обозреть изображение с различных сторон.