Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Полдень - Кузьма Петров-Водкин
Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Полдень

Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Полдень

Мы видим грандиозное полотно. Художник смог изобразить современную ему крестьянскую Россию. Она возникает, словно из какой-то чудесной дымки. Охватить взглядом всю землю просто невозможно, настолько она огромна.

Художник смотрит на поля, холмы, реки и перелески с большой высоты, кажется, что он парит вместе с птицами. Оттуда Петров-Водкин созерцает Русь. Детали пейзажа размеренно чередуются. Одна картина сменяет другую. Народ живет и трудится именно на этой необъятной земле.

Вся исконно русская красота, всё богатство природы постарался передать Петров-Водкин в своей работе. Очень необычен ракурс, будто создатель сам поднялся высоко-высоко в облака. На одном полотне как бы объединены сразу же несколько картин, показывающих размеренный быт крестьян. Какая-либо сюжетная линия отсутствует. Намешаны сразу же несколько событий русского народа, которые так или иначе происходят с каждым. Но только у отдельно взятого крестьянина все эти явления протекают последовательно, а одновременно – в деревеньках, разбросанных и тут и там. Художник постарался передать быт не определенного населенного кусочка земли, а всей огромной территории страны.

Этим и обусловлена особенность подачи изображения. Как уже отмечалось выше, вид как бы сверху. Петров-Водкин отдаляется от реального восприятия, пытаясь окинуть своим взглядом всю Россию. Цвета, выбранные кистью живописца, не случайны. Они очень традиционны для этого народа. Отмечается преобладание в одежде белого, красного и синего.

Свободные рубахи на мужчинах, платки и юбки до пят на женщинах – всё это вполне привычно для крестьян. Основным тоном пейзажа выступает зеленый (поля, леса, луга, трава, кустарники) и синий (небо и река). Однако в целом картина выглядит очень гармонично. Нет никаких ярких пятен, резко бросающихся в глаза. Цветовое решение очень приятно для ценителей искусства. Подводя итог, можно еще раз восхититься этим полотном великого художника, попытавшегося вобрать в одно произведение особенности такого многочисленного, древнего и имеющего богатейшую историю русского народа. Сквозной сюжет на этом полотне отсутствует.

Здесь объединены явления и действия, которые совершенно не связаны между собой внешне. Зритель видит особенности крестьянской жизни. Перед нами проходят все ее фазы, начиная с рождения, и заканчивая смертью. Если брать отдельного человека, то все события происходят последовательно. Но, если смотреть на жизнь огромного народа, то все события протекают одновременно.

Художник изображает не какую-то одну деревню, а землю в целом, населенную народом. Именно поэтому он отходит от внешней реальности. Живописец смотрит на землю сверху. Но люди изображаются не с высоты, а сбоку. Действием люди совершенно не связаны. Но все они объединены цветом и грандиозным масштабом. С нежными красками земли гармонирует яркий оттенок рубах и сарафанов. Цвет этот характерен для того народа, который населяет эту громадную землю.

Краски картины слегка приглушены. Они впечатляют чистотой и особой матовостью. Вполне вероятно, что творение это могло бы быть фреской монументального характера.

Художник разворачивает в этом шедевре необъятную тему России. Он демонстрирует материнство, любовь, быт людей, смерть. В России всегда полдень. Перед нами не реальность, которую видит художник с высоты или со стороны. Это какая-то сказка, в которую превращается мир.