Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина На линии огня - Кузьма Петров-Водкин
Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина На линии огня

Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина На линии огня

В военное время художник попал на службу в военное ведомство в Петрограде. Поэтому, что такое военные действия, какова жизнь офицеров и солдат он знает не понаслышке. В картине «На линии огня» Петров-Водкин использует трехцветную цветовую грамму. А именно синий, желтый и красный цвета. В этих тонах и передан образ Гражданской войны.

Решение Петровым-Водкиным темы смерти на поле боя апеллирует к эпизодам романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, а во фрагменте изображенного боя вновь узнаются хвалынские холмы и простирающиеся с высоты родные волжские дали. Динамика и статика происходящего акцентированы на фигуре прапорщика в момент перехода его жизни в инобытие.

Мальчик-офицер застыл в вечной своей остановленности, и рука его покоится на пробитом пулей сердце. В этот трагический момент он перестал быть с теми, кто за его спиной продолжает штыковую атаку. Солдаты ритмически связаны боевым порядком, общим строем, общим бегом. Их лица едины в выражении обреченного героизма. Лицо прапорщика, напротив, спокойно и безмятежно. Он уже один на один с божьим миром, его душа словно возносится над родной землей, над уходящей к линии горизонта равниной, пашнями, лесами и деревнями. Он герой и жертва, и он победитель над смертью. Тема праведной смерти звучит в картине как утешение, как обещание спасения. Любимое изречение Петрова-Водкина в письмах тех лет: «Да спасет Бог Россию».

Во время войны художник служил в учреждениях военного ведомства в Петрограде, и театр военных действий мог наблюдать непосредственно. К. С. Петров-Водкин создал эпически-идеализированный образ Первой мировой войны, в котором отразилась его художественно-теоретическая система. Произведение построено на основе принципа трехцветия: синего, желтого и красного цветов (основные цвета согласно концепции художника). Обращает на себя внимание замедленность плавных движений, акцентирование жестов, оберегающих и угрожающих. Композиционный принцип «сферической перспективы» позволяет изображать все происходящее одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». Таким образом, художнику удается создать произведение планетарного звучания вне времени и пространства.

Второе название картины «Первая немецкая война». Набросок к картине (бумага, акварель, графитный карандаш) – РГАЛИ, подготовительные этюды (бумага, итальянский карандаш, акварель) – ГРМ.

Движения военных плавные и замедленные. А выбранный художником композиционный принцип позволяет рассмотреть героев и сбоку и сверху. Петров-Водкин удачно передал образ Земли именно как планеты. Военные будто поднимаются к какой-то вершине, но не могут подняться. И в целом образ этот весьма трагичен. Второе название этого полотна – «Первая немецкая война». Солдаты русской армии гибнут с полными ужаса и отчаяния глазами. Их задача – спасти, защитить царя и отечество. Вот только им не удается сделать ни то, ни другое. Складывается впечатление, что они сейчас также медленно упадут один за другим замертво на землю. И каждого будет эта паника и этот ужас в широко раскрытых глазах.

Картина четко выражает то трагическое время, когда страна буквально разваливалась на глазах, но каждый твердо верил в счастливое светлое будущее. Вот только автор полотна не верил. Он и изобразил эту невозможность людей подняться к чему-то высшему. А голубые, воздушные мечты остаются где-то позади. Картина является своеобразным символом целой эпохи, когда люди верили в «воздушные замки» и самозабвенно шли к несбыточным мечтам. Только в конце они понимали о бессмысленности ситуации.