Анализ картины Константина Коровина На берегу моря - Коровин Константин
Анализ картины Константина Коровина На берегу моря

Анализ картины Константина Коровина На берегу моря

Что бы ни написал Константин Коровин, каждая его картина воспринимается как праздник. Улицы, море, натюрморты, фигуры людей – все эти привычные тематики Коровин умело преображает в своих картинах. В 1910-е годы он больше всего увлекается натюрмортами. В это время натюрморт буквально врывается в творчество многих живописцев. В своем творчестве художник следовал принципам декоративного импрессионизма, что можно заметить на этом полотне. На время снявший жилье в Гурзуфе, Коровин пишет цветы, в частности розы.

Натюрморт Константина Коровина «На берегу моря» 1910 года является частью пейзажа, который дополняется золотистым солнцем и морскими скалами. Коровин очаровывает зрителя мнимой незавершенностью работы. Это создается за счет мазков кисти.

Пышные розы в вазе разместились на столе с бело-розовой скатертью. Цветы переливаются на лучах яркого солнца. Коровин не растирает краску. Из неё он создает целую композицию: лепестки цветов, тарелку вместе с ягодами, стакан, волны и скалы на заднем плане полотна.

Коровин следует такому принципу, чтобы создать у зрителя ощущение реальности происходящего здесь и сейчас. Глядя на натюрморт, создается чувство того, что краска не успела высохнуть. Константин Коровин мастерски оживляет предметы на своих натюрмортах. Благодаря фактуре изображения начинаешь поневоле чувствовать аромат роз, моря, звуки чаек и негромкий разговор людей, любующихся крымской природой.

Этот этюд – яркое выражение влияния французского импрессионизма на творчество русского художника. Кажется, что картина написана в порыве вдохновения, буквально за несколько минут. На это указывают широкие свободные мазки, выразительное наслоение красок, использование чистых, но сдержанных оттенков.

На полотне изображена часть побережья Нормандии с характерными обрывистыми берегами и обширными песчаными пляжами. Свинцовое северное небо не может сделать пейзаж слишком мрачным – этому мешают легкие желтоватые и лиловые переливы туч и удивительно сочный, прозрачный оттенок зеленой бирюзы, в который окрашено море.

На картине с одной стороны запечатлен фрагмент обрыва, обнажающий слои пород. Они почти однотонные, очень светлые, украшенные сверху темной полосой плодородного грунта с бахромой свежей зеленой растительности. Только вдалеке, там, где обрыв подмывается волнами холодного моря, грунт приобретает теплый абрикосовый оттенок, выгодно подчеркивающий общую прохладную цветовую гамму картины.

Вдалеке пейзаж становится более расплывчатым, туманным, что тоже характерно для импрессионизма. Обрывистые берега тонут в сиреневой дымке и плавно переходят в такие же оттенки сурового северного неба. Только полоса моря с его невероятным «летним» оттенком контрастирует с холодными красками, не вступая с ними в выраженный диссонанс. Два достаточно сочных цветовых пятна существенно преображают и оживляют общее впечатление от пейзажа.

На просторном пляже можно разглядеть отдельные цветные точки. Это люди, гуляющие по пляжу. Хотя они не прописаны в деталях, тем не менее, угадываются их очертания, можно понять, где изображены мужчины, а где женщины. Заметен даже крошечный зонтик – непременный аксессуар дам из общества, характерный для тех времен.

При всей кажущейся небрежности письма картина имеет завершенный облик и великолепно передает атмосферу морского побережья Нормандии.

Эта картина подчеркивает несомненный художественный дар и талант художника, свидетельствует о том, что импрессионистическая манера письма не была чем-то чуждым для него, привнесенным извне. Коровин сумел соединить французскую воздушность с русской страстностью. Результатом такого оригинального симбиоза стали великолепные картины, ставшие значительным вкладом в российскую и мировую живопись.