Анализ картины Игоря Грабаря Зимний пейзаж - Игорь Грабарь
Анализ картины Игоря Грабаря Зимний пейзаж

Анализ картины Игоря Грабаря Зимний пейзаж

Игорь Эммануилович Грабарь написал картину «Зимний пейзаж» в 1954 году, когда ему было 83 года. Можно сказать, что больше половины работ, написанных великим мастером советской живописи, можно отнести к категории зимних пейзажей. Он написал несколько сотен полотен с видами заснеженных деревьев, искренне восторгаясь красотой природы, погруженной в зимний сон.

По признанию художника, это время года было его любимым, он старался запечатлеть образы зимы всеми способами: выкапывал траншеи в снегу, чтобы делать зарисовки из глубокого сугроба и видеть целиком весь ствол обледенелого дерева, придумывал, как моментально наносить эскизные штрихи замерзающими на морозе красками. Но не любая стужа радовала его сердце: пасмурное небо огорчало художника, он предпочитал «мороз и солнце; день чудесный», не мог работать без яркого света, являясь постимпрессионистом.

На картине «Зимний пейзаж» изображен ясный день с безоблачным небом. По глубокому снегу понятно, что до потепления еще далеко, а ветви деревьев, сплошь покрытые кристаллами инея, подтверждают эту догадку.

Как и на многих полотнах автора, изображены типичные для русской природы деревья: березы и ели, притом, как обычно можно видеть на его пейзажах, березы очень высокие, а елочки маленькие. На первом плане стоят тонкая искривленная березка и частично высохшая ель. Лесная поляна, на которой они находятся, сияет кристально-белым снегом, на него падают длинные тени деревьев, отчего он кажется холодно-голубым.

Рыхлый и пушистый, нетронутый снег демонстрирует, что эта полянка находится где-то вдалеке от человеческих троп: нет ни следов, ни домов вдалеке. Даже дикие звери или птицы не посетили это уединенное место: и это символично, так как природа погрузилась в глубокий сон, и ничто ее не тревожит.

И. Э. Грабарь был не только художником, но и искусствоведом, научным деятелем и знатоком музейного ремесла. Он был очень многогранен и за что бы ни брался, все у него получалось.

Главным делом его жизни была живопись, он не мог себя представить без карандаша в руке, рисовал, сколько себя помнил, еще в школе портил прописи своими зарисовками.

На картине «Зимний пейзаж» изображен русский лес, где березы переплетаются с хвойными деревьями. Художник любил пейзажи и реалистично отображал красоту окружающего мира. Он любил созерцать пробуждение природы.

Рассвет всегда ассоциируется с началом нового дня, новой жизни. Вчерашний день остался в прошлом, все плохое позади. Наступает утро и невероятно чистый воздух дает ощущение свободы. Волю от предрассудков, прошлого и с надеждой на лучшее. От изображения веет добротой и хорошим настроением.

Слегка розоватый снег и блеклые зимние лучи солнца, которые так красиво бросают тень от деревьев, сигнализируя о начале дня. Деревья стоят в зимней спячке, как завороженные. Видна проселочная дорога, уходящая глубоко в чащу. Видимо это своеобразная транспортная развязка. Рассвет и дорога символизируют начало пути.

Впереди неизвестность, крутые повороты, но надежда, которую дарит солнце каждое утро, помогает идти вперед. Возможно, художник отобразил так начало своего пути, стремления к чему-то новому.

И. Э. Грабарь был человеком увлекающимся, его манило неизведанное. На картине он изобразил своего рода распутье. Дороги направлены в разные стороны, что может говорить о сомнениях художника. Ему тяжело сделать выбор, две дороги накатаны, значит по ним ездят, но какая нужна именно ему? Разносторонним личностям всегда непросто определится, что именно интересует больше всего.

Внутренние споры и конфликты всегда приносят душевный дискомфорт. Хотя именно в таких условиях рождаются настоящие произведения искусства, такие как картина «Зимний пейзаж».