Анализ картины Игоря Грабаря Натюрморт - Игорь Грабарь
Анализ картины Игоря Грабаря Натюрморт

Анализ картины Игоря Грабаря Натюрморт

Уже в XX веке Игорь Грабарь начинает развивать всеми излюбленный жанр IX века – натюрморт. В картине «Натюрморт» прекрасно видно сочетание реалистичной передачи света, которые так наглядно и точечно изменяют окрас отдельных предметов. Игорь Грабарь выполняет натюрморт, делая акцент не на субъективное видение, а при помощи воздушно-световой атмосферы предоставляет зрителю видеть объективную данность нарисованного.

Картина представляет собой довольно плотную сетку, которая на самом деле состоит из большого количества небольших мазков, которые на некотором отдалении перемешиваются между собой и создают впечатления вездесущего разлитого света, который окружает все предметы. Этот стиль всегда и отличал Грабаря от остальных мастеров. Стоит отметить, что основным критерием к написанию картины является точка зрения, которая присутствует у зрителя в определенный момент. Очевиден тот факт, что картина написана в преобладании яркого света. При этом отлично видны и блики и игру света и тени. В том случае, если рассматривать данное творение вблизи, то сперва может показаться, что вся картина состоит из этой россыпи бликов. Если смотреть со стороны на данное произведение, то картина сразу наполняется перламутром, который легкой россыпью распространяется по всей поверхности.

Стоит также добавить, что Грабарь был первооткрывателем нового понимания в этом традиционном жанре. Естественно, он не был основоположником этого жанра, а всего лишь сумел трактовать его совершенно по-новому. Как видно с этой картины, он не просто переносит предметы на холст, но и благодаря игре тени и света, передают всю силу красок. Таким образом, получается не просто натюрморт, а произведение, наполненное совершенно другим звучанием, где видно торжество света.

Видный искусствовед, реставратор и педагог, Игорь Грабарь был художником, который не боялся учиться и экспериментировать. Натюрморт «Неприбранный стол» явился творческим результатом европейского путешествия Грабаря, где он увлекся французскими импрессионистами.

При всем многообразии красок работа удивляет единством колорита — так виртуозно сочетать цвета и оттенки, дано только величайшему мастеру, глубоко осознающему природу цвета и света. Преобладающим колоритом является голубой, оттененный яркими сочными красками яблок, бокалов и зелени. Какой неповторимой красотой обладает каждый элемент натюрморта — каждый предмет на столе имеет свою фактуру и объем.

Красивые спелые яблоки, бокалы, в которых «играет» вино, сияющая посуда — все это поражает оттенками и солнечными бликами, оживляющими и преображающими обычный обеденный стол.

Еще один заметный акцент, сдвинутый к правому верхнему углу — нежнейший букет цветов, который довершает композицию. Очень уютным элементом в работе Грабаря является плетеное кресло, оно создает неповторимое ощущение камерности, уединенности, и даже семейности. Будто вот-вот пообедавшие люди выпорхнули из-за стола, разбежавшись по своим делам.

Этой интересной работой, автор как бы хотел нам продемонстрировать, что красота может встретиться и в вполне обыденных вещах, таких как домашний обед, недопитый бокал, в стекле которого играет солнце, букет цветов. Мастер призывает зрителя не быть близорукими, и учиться замечать красоту в окружающем нас мире.