В творчестве Ефима Ефимовича Волкова (1844 — 1920) природа занимает особое место. Безмерно восхищённый красотой русской природы, живописец в течение своей жизни создал множество разнообразных пейзажей Центральной России. С особой любовью написана картина «Весной», появившаяся в 1880 году и изображающая тихий, отдалённый уголок земли.
На этой картине весенний сезон ещё только начинается, и деревья без листвы по-прежнему поднимаются из высоких снежных сугробов; но снег уже местами растаял, и низкие участки уже заполнены
высокой талой водой, неторопливо разливающейся по всему обозримому пространству и грозящей подтопить небольшое строение, которое чуть проглядывает на заднем плане.
Для этого пейзажа характерны спокойные, мягкие краски. Тонкость оттенков создаёт впечатление ясности и чистоты воздуха, свойственного ранней весне. Глубину пространства, показанную с помощью лёгкой игры света, дополняют отражения деревьев в воде. В своей картине художник сумел тонко и отчётливо выписать каждый элемент, что во многом позволяет ощущать реалистичность изображения, представить себе сюжет воочию, как наблюдал его, вероятно, и сам автор работы.
На ней изображен скромный уголок природы Русского Севера, который Волков тщательно фиксирует в живописи во всех его специфических особенностях – корявые, чахлые деревья; засохшие ветки, валяющиеся на земле; болотистые кочки, покрытые прошлогодней порыжевшей травой. Каждое дерево, каждый куст – это своего рода личность, со своим возрастом, своим характером.
Причудливо изогнутые, корявые стволы берез на переднем плане привлекают взгляд зрителя интересной декоративной формой, а ритмически богатый рисунок деревьев на заднем плане играет в картине роль ажурного занавеса, через который, как сквозь легкую кисею, проглядывает водоем.
Картина запоминается особенной мягкостью цвета, простотой и естественной гармонией планов, плавностью тональных сопоставлений, великолепным рисунком. В ней поэтично передан мягкий характер световоздушной среды. Глубина пространства показана с помощью света и прозрачного воздуха, который как бы пронизывает и окутывает все предметы.
Поверхность холста тонко прописана: мелкие и гибкие мазки кисти ложатся точно по форме, придавая пейзажу необходимую мягкость “звучания”. Четкость пластической моделировки форм заставляет зрителя буквально осязать шершавую поверхность древесного ствола, мягкое прикосновение мшистой почвы под деревом, болотистую топь.
Для оживления пейзажа Ефим Волков изображает пару птиц, как бы мирно беседующих друг с другом. Образный строй этого произведения пробуждает в зрителе глубокое лирическое чувство.