Анализ картины Бориса Кустодиева Зима. Масленичное гулянье - Кустодиев Борис
Анализ картины Бориса Кустодиева Зима. Масленичное гулянье

Анализ картины Бориса Кустодиева Зима. Масленичное гулянье

Как почитателей таланта Бориса Кустодиева, так и критиковавших было много: кто-то восхищался удачно подобранными красками, кто-то видел в картинах подлинную народность, но были и те, кто резко критиковали все его творчество за сильную схожесть с манерой Репина. Большая ярость была брошена на «Масленицу» 1916 года, но сам Репин и заступился за художника.

Лубочный жанр был одним из любимых жанров Кустодиева, по этой причине картины отличаются красочностью, многообразием и весельем. Любое произведение является событием, в котором принимают участие и народ, и архитектура, и пейзаж, при этом у каждого объекта своя эмоция. Масленица – излюбленная тема живописца, именно к ней он несколько раз обращался в 1916, 1919 и 1920 годах. Картина 1919 года была написана больным художником, но, несмотря на это, в ней полно радости и жизнелюбия.

Природа и культура России были идейными вдохновителями для множества творцов. В их числе и знаменитый художник Борис Кустодиев. Мастер восторгался суровой зимой и праздничными обрядами простого люда. Один из солнечных дней он навсегда сохранил на полотне «Зима. Масленичное гулянье».

Сочетание ярких карнавальных красок, как нельзя лучше бросается в глаза зрителю, благодаря спокойному фону. Посреди снегов расположено множество людей, тройка лошадей, купола местных церквушек. Перед нами настоящая сказка: ярмарка, карусели, детский смех. Это буйство создает впечатление праздника, заряжает своим настроением. Картина нарисована, будто, с высоты. Благодаря этому изобилие деталей не утяжеляет пространство.

Кажется, что создать такой шедевр может только человек, наполненный жизненной силой и энергией. Однако при изучении биографии художника вскрываются совсем другие факты. Борис Кустодиев был долго и безнадежно болен. Только его творчество помогало ему сохранять свой природный оптимизм и делиться им с окружающими.

«Зима. Масленичное гулянье» Бориса Кустодиева немой наказ тем, кто грустит или печалится. Произведение призывает сохранять свет внутри себя в любых обстоятельствам и уметь доносить его людям. Кроме того, картина носит религиозный характер. Изображение церкви легкое и светлое, как и сама вера автора.

Многие произведения автор писал по памяти, сумев тонко и талантливо воспроизвести даже самые мелкие детали. Словно по иронии судьбы, полотно хранится в Санкт-Петербурге, в квартире одного из самых пессимистичных поэтов России – Иосифа Бродского.

Динамика картины бешеная: вот сани, которые несутся по хрустящему снегу, прекрасные лошади, торговец сладостями, изумленно смотрящий на тройку коней, шумный народ справа, ребенок с санками. Все объекты картины расположены по театральному принципу. Церковь стоит строго посередине, это можно объяснить высокой степенью религиозности русских людей, и несмотря на ее расположение позади празднества, она поднимается над городишком.

Картина красочная, необычная, и примитивные мазки не мешают ей считаться идеалом народного гуляния. Насыщенный зеленый, красный, желтый, синий добавляют сочности и свежести широкому полотну. Снежок и тот имеет яркие отблески. Торжественность вносят наличие желтого дома, театра и желтых куполов. Всю пышность немного разбавляет коричневый оттенок одеяний и домика слева.

То, как расписаны сани, детали красивых нарядов, шествующая знать, создает атмосферу радости, распространяющейся на всех героев. Кажется, что все забыли о своих делах – здесь и сейчас нужно только веселится и праздновать. Многие жители в ожидании увидеть актеров театра. Театр покажет всем желающим забавные сцены из жизни и подарит отличное настроение на весь день.

Герои картины отличаются многогранностью. Лихой молодой человек, шепчущий девушке, покрасневшей от смущения, ласковые слова, бородатый кучер в купеческой упряжке, который лихо вскинул кнут, люди, наряженные в богатые шубы, ведущие неспешные разговоры. Отрицательные персонажи здесь отсутствуют, и то, кажется, если бы здесь и были такие, то всеобщая атмосфера радости обуяла б их, осветив их мрачные лица. Художник целенаправленно не создавал конкретных образов, он стремился к обобщенному народному образу, который не чурается простых человеческих желаний.