Анализ картины Бартоломе Эстебана Мурильо Вознесение девы Марии - Мировые шедевры
Анализ картины Бартоломе Эстебана Мурильо Вознесение девы Марии

Анализ картины Бартоломе Эстебана Мурильо Вознесение девы Марии

Известный художник Мурильо с трепетом и благоговением относится к религиозной тематике, и образ Девы Марии много раз предстает на картинах. Однако, начиная с 1690-ых годов, Дева Мария теряет прежнюю теплоту и доброту, приобретает общий облик. Новый облик Марии – отвлеченное божество, что нельзя сказать о прежних работах, где она предстояла обычной женщиной с грустью в глазах. Складывается такое ощущение, что Мурильо созрел до того момента, когда может обобщить Деву Марию и создать единый образ. Художник отделил от земных людей, и теперь Мария предстает на пьедестале и не особо разделяет проблемы и горечь простого народа.

В 1670-е годы образ Девы Марии в творчестве Бартоломе Эстебана Мурильо ут­ратил теплоту, становясь «обобщенно-теологиче­ским». Художник представлял Богоматерь не как прежде – молодой девушкой со скрытой грустью в гла­зах, прижимающей к груди Божественное Ди­тя, а неким абстрактным божеством.

Если раньше мас­тер шел по пути конкретизации образа Мадонны (каждая из его ранних Мадонн не похожа одна на другую, но каждая, в то же время, напоминает уроженку Ан­далусии), то теперь, художник, напротив, стремился максимально обобщить его. Он возносил Мадонну на пьедестал, с высоты которого она представлялась зрителю далекой и, в сущности, безразличной к его мелким земным скорбям и радостям. Исключениями являются лишь «Мадонна-цыганка» и «Вознесение Девы Марии» из коллекции Государственного Эрмитажа, где Мурильо вновь возвратился к своей прежней стилистике. В последней работе, Мадонна, показанная художником в момент вознесения к неземному свету, опять предстает в образе юной девушки с доверчивым выражением еще почти детского лица. Довер­чивость проявляется и в раскрытых ладонях Девы Марии.

Мягкое, окутывающее си­яние придает Ее образу еще большую те­плоту и выразительность. Плащ Богоматери развевается, словно подхваченный ветром. Это подчеркивает дина­мику композиции, говоря о том, что вос­хождение Девы Марии еще не окончено. Глаза Девы Марии возве­дены к небу. Там, в сияю­щей высоте, Она видит нечто, недоступное взору зрителя. Маленькие ангелы создают для Нее «живую лестницу», по которой Она восходит к свету. Темный участок фона в нижнем правом углу резко контрастирует с Ее сияющей белой одеждой.

Однако, то же самое нельзя сказать о картине «Вознесение Девы Марии», на которой Мурильо вернулся к прежней стилистике – образ, приближенный к простым людям. Облик Марии по-прежнему простой и добродушный, она снова молодая женщина, которая смотрит доверчиво и ласково, в глазах кроется свет и грусть. Открытость и доверчивость по отношению к людям можно увидеть и на распахнутых ладонях. Линии четкие, но в то же самое время дарят ощущение теплоты. Представлен момент, когда Мария принимает божественные замыслы, переданные архангелом Гавриилом. Святой Дух сойдет на вас.

Вы останетесь защищенными в тени силы Всевышнего. Различные источники были указаны для объяснения того, как Мурильо задумал это представление. Масло художника поддерживает элементы композиций, которые подчеркивают живописный фон, где в перспективе представлена монументальная классическая архитектура, иллюстрирующая предложения архитектора Витрувио.

Это очень тщательная работа, отличающая его исполнение – тонкий рисунок, сделанный на основе специального средства, после которого наносили на первый слой цвета, покрытую последующей обработкой маслом.