Перед нами портрет, на котором изображен величайший поэт Н. А. Некрасов.
Он лежит на кровати, рядом с ним стоит тумба, на которой разложены лекарства. Не смотря на то, что поэт изображен на последних днях своей жизни. Он неизлечимо болен. Его лицо пронизано болью, организм его ослаблен, и кожа от боли и усталости побледнела.
Несмотря на свой смертельный приговор, поэт творит свои последние шедевры. Свои произведения, написанные перед смертью, он называет завещанием для потомков. Он верит в то, что после смерти его все будут признавать и продолжать любить его творчество. И ведь действительно, творчество этого поэта не умерло и не угасло с его смертью. Мы не забыли его стихи, мы по-прежнему из года в год открываем учебник литературы, и у каждого из нас, найдется в его творчестве любимое стихотворение.
По мнению историков, этот портрет был заказан Третьяковым для своей галереи. Крамскому пришлось провести немало времени рядом с умирающим поэтом, что само по себе сильный поступок. Знать, что человек умирает, и ты ничем не можешь ему помочь, наверно тяжело, хотя мне кажется Некрасов не из тех людей, кто просил сострадания и жалости. Он будто показывает нам, что творчество дает ему силы выжить еще несколько дней, что не будь его творчества, и он умер гораздо бы раньше.
Художнику невероятно точно удается показать нам не только внешнее сходство с поэтом, но и раскрыть его внутренний мир. Показать нам обнаженную душу человека, который стоит на пороге смерти. На картине мы видим, что ничего не может сломить творческого настроя. Интересно и то, что картина была закончена уже после смерти поэта, а само полотно датируется мартом 1877 года, в это время поэт еще был жив. Таким образом, Крамской, отдает дань уважения великому поэту, именно 3 марта 1877 года было написано знаменитое стихотворение Некрасова «Баюшки-баю».