Картина написана в 1889 году. Полотно создано в виде панорамы. Зрителю предлагается рассматривать открывающийся вид не с вертикальной плоскости, а словно с высоты птичьего полета, что собственно и отличает полотно от других картин художника.
На первом плане картины виднеются несколько сельских домиков, наполовину сокрытые пышными кронами деревьев. Крыша первого дома покрыта красной черепицей, второй домик видимо, укрыт желтой соломой, или камышом. Рассмотреть его более подробно не представляется возможным.
Дома утопают в зелени, из центральной нижней части картины к ним ведет небольшая проселочная дорога. Селение располагается в холмистой местности, потому художник без труда обрисовывает окружающие его луга и поля, простилающиеся до самого горизонта и не дающие зрителю возможности заглянуть дальше, чем этого желает сам создатель картины. Собственно поля занимают весь задний план полотна.
Между ними наблюдаются четкие границы, обозначенные художником с помощью игры света и тени, а также редких деревьев. На одном из полей трудится пахарь. Фигурка этого человека едва различима среди буйства красок, и все же зритель понимает, что это именно он. Использование ярких красок и наличие хвойных деревьев, не позволяет понять, какое точно время года желал изобразить художник. Это может быть и ранняя весна, и поздняя осень, то есть любое время года, когда присутствие пахаря на поле кажется наиболее уместным.
В левом нижнем углу картины виднеется тонкая линия речушки, с правой стороны поля упираются в каменистые холмы. Представленная на полотне картина является обыденной, но вместе с тем завораживающей и не дающей отвести взор до тех пор, пока не будут рассмотрены мельчайшие ее детали с любовью прописанные художником. Она поистине лучшее из всего, что было сотворено художником.
«На мой взгляд, я часто, хотя и не каждый день, бываю сказочно богат — не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое, чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни».
Винсент Ван Гог – художник-постимпрессионист из Нидерландов, автор портретов, натюрмортов, автопортретов, пейзажей. Он начал рисовать в 27 и стремился запечатлеть все, что видел вокруг себя. Он рисовал пылко, страстно и много, но его картины не признавались искусством. Ван Гог не пытался доказать всем, что он художник, в нем совершенно отсутствовало тщеславие. Единственным человеком, которому он стремился это доказать, был он сам.
Ван Гог — художник, который боролся с глубокой депрессией, лежал в больнице для душевнобольных, чувствовал внутри глубокое несчастье, но все равно умел через грусть создавать что-то яркое и светлое на своих полотнах. За десять с небольшим лет он успел создать более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом.
Его картина «Пейзаж с домом и пахарем» написана в той самой больнице для душевнобольных в Сен – Реми. Там с Ван Гогом случился первый серьезный приступ.
В период с августа по октябрь 1889 года художник написал много произведений на данную тематику. Он рисовал наброски пахарей, запечатлевал один и тот же сюжет – поля с крестьянином и его домом – по несколько раз. В картинах всегда присутствовали следующие элементы: встающее солнце, уединённая хижина вдали, земля, которую с помощью плуга готовят под будущий урожай. Все это выражает “страстную надежду художника на изменение к лучшему”, – так считает доктор искусствоведения А.Г. Костеневич, сотрудник Государственного Эрмитажа.
Это произведение отличается от всех других картин Ван Гога необычной точкой зрения — панорама открывается зрителю как бы с высоты птичьего полета.
«Вчера опять помаленьку принялся за работу. Пишу то что вижу из своего окна, — распашку жёлтого жнивья, контраст фиолетовой земли с кучками жёлтой соломы, на заднем плане холмы».
В этому году жители Екатеринбурга смогли увидеть эту картину Ван Гога, которая 20 лет не покидала Эрмитаж, в своём родном городе в центре «Эрмитаж-Урал». Картина была укрыта под толстым и прочным стеклом.
«Она в прямом смысле слишком дорогая, чтобы показывать ее без стекла, — отмечает Наталья Демина, куратор выставки «Эрмитаж-Урала». — Картины Ван Гога из Эрмитажа последние 20 лет вообще не ездили. Только одна поехала к нам, поскольку холст небольшой и мазки на нем держатся крепко».
Имя Ван Гога уже знаемо каждому. Ведь бессмертен лишь тот, чье имя навсегда останется в истории не только живописи и мирового искусства, но и человечества.