Художник Винсент Ван Гог написал большое количество картин, озаглавленных просто — «Автопортрет». Среди такого обилия изображений известного творца мы остановимся на автопортрете 1887/88 года, написанного маслом по холсту в Париже.
Перед нами лицо мужчины, перевалившего за пределы зрелых годов. Глаза его чёрные, несколько напуганные и немного озабоченные чем- то увиденным или переживаемым. Борода на нём — рыжая. Черты лица несколько худощавые, нос довольно большой.
Очень много мимических морщин на лице художника, особенно чётко видны межбровные складки, свидетельствующие о том, что автор хмурился в процессе написания данной работы. Рот его слегка приоткрыт в обессиленной рассеянности.
Общее ощущение от портрета — болезненное. Волосы на голове мужчины светло-рыжие и зачесаны назад, очень хорошо прорисовываются на лбу залысины и мешки под глазами. Лицо напоминает окраску выцветшей осенней листвы, кожа лба — бледная. Одно ухо аккуратное и видно очень хорошо в своей округлой форме, другое — оттопырено, но за счёт полуоборота головы — остаётся невидимым для невнимательного зрителя.
Шея художника короткая и весьма тонкая. Белая рубашка застёгнута на верхнюю пуговицу, отвороты коричневого пиджака располагаются близко к шее и украшены мелкими полосочками цвета охры. Вся картина несколько рябит, как старое чёрно-белое кино и создаёт в нас чувство того, что мы лицезреем некую хронику, чуть ли не увядающей личности.
В картине преобладает рыжий, коричневый, охровый, чёрный и зеленоватый, с жёлтыми прожилками — цвета. Кистевая техника мазка довольно крупная, таким образом, полотно больше походит на панно, выполненное из воска или цветного пластилина. Несмотря на то что автор — признанная личность, картина выглядит довольно посредственно.
Из всех своих моделей, наиболее доступным художник всегда считал себя. Много своих портретов мастер называл просто – «Автопортрет». Живописец писал автопортреты в основном, чтобы набить руку, самовыразиться, сформировать свой стиль в написании портретов, найти максимально интересные ракурсы. Многие из автопортретов мастера так и остались этюдами.
Этот автопортрет написан Винсентом в тысяча восемьсот восемьдесят шестом году в Париже. Исполнен он маслом на холсте.
Винсент изображает лицо мужчины зрелого возраста с черными, несколько растерянными глазами, удивленно-озабоченным , или скорее встревоженным, лицом. У мужчины рыжие усы и рыжая борода. Худощавое удлиненное лицо с крупным носом и большими ушами. Аккуратно коротко острижена рыжая прямая шевелюра, зачесанная от лба к затылку.
На лице Ван Гог изображает множество мимических морщин, особенно автор выделил межбровные складки, которые показывают, что мужчина часто хмурится. Хмурится мастер и при написании этого портрета.
Чтобы выделить лицо в искусственном свете, мастер использует сиренево-красный фон. Ван Гог расположен в пол оборота, тщательно тонко подобраны краски и оттенки. Тяжелые низкие брови, высокий прямой лоб. Все внимание обращено на изображенное лицо.
Одежде мастер уделяет поменьше акцента, темно-синий костюм и белоснежный воротничок рубахи прописаны большими размашестыми мазками. Узкий воротник кителя слегка приподнят.
Отчетливо прорисованы возрастные мешки под глазами, залысины на голове, кожа бледная. Люди с рыжими волосами сами по себе белокожие, однако видно, что мастер на пленере достаточно тщательно прячется от солнышка.
Короткая плотная шея для худощавого лица, белый ворот рубахи застегнут на крайнюю пуговицу, едва заметны полоски на пиджаке. При близком рассмотрении картина несколько рябит перед глазами, все из-за смешения больших и коротких мазков кисти.
Преобладание коричневого, оранжевого, темно сиреневого цветов, делает картину а-ля ближе к красным тонам.