Михаил Александрович Врубель — один из тех представителей русских художников, чей диапазон творчества имел огромный масштаб. Он был не просто художником-символистом — его картины нельзя вписать в рамки одного направления искусства. Наделённый необыкновенной силой воображения, он создавал поистине великие, потрясающие своей энергией полотна. В каждой картине Врубеля есть загадка, тайна, которую каждый зритель может раскрыть по-своему. Наверное, поэтому его творчество имеет как преданных почитателей, так и тех, кто до конца не понимает смысла его полотен и не пытается постичь.
Картина «После концерта. У камина» — это портрет его любимой жены, оперной певицы Надежды Ивановны Забелы-Врубель, выполненный с помощью угля и пастели. Кстати, это довольно нетипично для Врубеля, ведь большинство своих работ он написал маслом, хотя ему не чужда была и графика. Это очень схематичный рисунок, состоящий из резких, довольно небрежных линий, «набросок», сделанный на сравнительно большом полотне.
В изображении женщины мы видим свои особенности: её руки едва различимы, но мы можем чётко представить их расположение, платье нарисовано очень схематично, но мы в состоянии угадать его материал и даже увидеть фасон (кстати, это платье исполнено по собственному замыслу художника). Удивительно, что эффекта «точности» и «определённости» художник добивается, используя такого рода технику рисунка. Если мы обратим своё внимание на лицо, то увидим, что оно едва ли имеет какие-либо определённые черты.
Было ли так задумано или художник просто не смог завершить картину из-за настигающей его болезни и дорисовать лик — этого мы не знаем. Несмотря на то, что центральное место этого шедевра занимает женская фигура, на заднем плане ярко выделяется горящий камин и является самым «вызывающим» предметом картины.
Можно смело утверждать, что камин находится в противостоянии с окружающей обстановкой и с самой женщиной, от которой исходит поистине благородный, всепоглощающий свет. Пожалуй, всё, кроме угольков в камине, выполнено в этой картине в мягких, пастельных, почти прозрачных тонах, что делает полотно лёгким, почти воздушным.
Свою музу Михаил Александрович Врубель так и не успел дорисовать: он постепенно терял зрение и испытывал как физические, так и душевные недомогания. Работа над незавершённым полотном была оставлена за пять лет до смерти великого художника.