Картина Виктора Попкова “Двое” изображает отношения между мужчиной и женщиной. Но сладкая любовная нота в этом произведении напрочь отсутствует. Здесь художник решил показать, как бывают сложны взаимоотношения людей. На полотне изображена пара, явно находящаяся на грани разрыва, но еще не перешедшие эту черту.
Этого эффекта художнику удалось добиться с помощью контраста между светлокожей женщиной, одетой в белоснежное платье, и загорелой бронзовой фигурой мужчины. При этом фигура мужчины по контуру выделена светом, а женская фигура обрамлена тенью.
Их постепенное отчуждение отлично передается и композиционными расположением фигур. Каждый из них занимает свою часть полотна, при этом между ними остается много пространства. Становится ясно, что герои давно живут в собственных мирах и не допускают туда друг друга. При этом героиня лежит лицом к верху, а ее мужчина уткнулся вниз.
Однако ощущается оставшаяся между этими людьми эмоциональная близость. Это передается благодаря зеленой окружающей среды, в которую помещены герои. Условное пространство как будто создано исходящим от героев излучением и выражает их духовную связь.
В мировом искусстве послевоенной поры наметилась тенденция обращения к повседневности, в итальянском кинематографе получившая название «неореализм», во французской традиции – «новая волна». Уходила в прошлое острота переживаний ужасов войны, жизнь входила в обычное русло, и в творчестве многих художников, поэтов, кинематографистов образы простых людей становились главным объектом изучения. Кино как наиболее массовый и доступный вид искусства стало проводником и новой тематики, и новой эстетики, повлиявшей на другие области творчества. Не случайно в искусстве отечественных художников, среди которых были Г. М. Коржев, Г. А. Никич-Криличевский, В. Е. Попков, заметно влияние кинематографа.
Картина «Двое» Виктора Попкова напоминает остановленный кадр из кинофильма. По воспоминаниям современников, произведение написано художником после просмотра итальянского фильма «Нищий». Колористическое и композиционное решение было найдено Попковым не сразу. Сохранилось множество этюдов и набросков, отражающих ход работы над пространством и компоновкой фигур в нем. Персонажи то сближаются, то отдаляются друг от друга, иногда на горизонте появляется город, порой над героями парит птица. Итогом этих размышлений над простым, на первый взгляд, сюжетом стало предельно лаконичное, поэтому столь выразительное произведение, наполненное обостренно личным переживанием момента. На сложном зеленом фоне изображены две фигуры, мужчина и женщина. Будучи вместе, они принадлежат разным регистрам картины, живут как бы по отдельности друг от друга. Каждый существует в индивидуальном колористическом пространстве. Окруженные своим цветовым ореолом как капсулой, они замкнуты, непроницаемы друг для друга, погружены в собственные переживания. Ситуацию разъединения подчеркивают позы героев, напоминающие разомкнутые объятья.
Середина 1960-х в творчестве Виктора Попкова была отмечена активным обращением к бытовому жанру, а взаимоотношения людей и эпизоды из их обыденной жизни стали для художника одной из центральных тем. Значительные по форме и наполненные глубоким содержанием произведения «Семья Болотовых», «Развод (Светлана, мама, папа и бабушка)», «Двое» складываются в целый цикл, преобразивший представление об актуальной для художников тематике и всколыхнувший новый интерес к бытовому жанру.
Благодаря условному фону изображенная на картине ситуация не имеет места действия и поэтому приобретает символичность. Художник как бы превращает частное в общее, а ситуативность в постоянное явление.
На это произведение Художника вдохновил итальянский фильм “Нищий”, а именно сцена, где двое влюбленных в солидном возрасте убегают, чтобы спрятаться от глаз посторонних. Эту сцену полностью отражал первоначальный набросок произведения, наспех зарисованный на обороте географической карты.
На нем и были изображены двое, лежащие на неизвестной поверхности. Такая поспешность отражает принцип Попкова как можно скорее закомпановать будущее произведение, пока не улетучилось вдохновение и не пропало напряжение, созданное сильным первым впечатлением от сцены фильма.
Однако художник не собирался просто переложить на холст сцену из вышеобозначенного фильма. Это был всего лишь мотив, навеявший творцу его произведение. Поэтому “Двое” – очень лаконичное полотно, при этом переполненное эмоциями и почти полностью лишенное литературности. Эта картина почти стала символом передачи огромного количества эмоций и переживаний с использованием самого минимума изобразительных средств.