Картина Николая Рериха Короны - Николай Рерих
Картина Николая Рериха Короны

Картина Николая Рериха Короны

Рерих и тут верен себе. Снова мягкие краски, как и на других полотнах и снова немного исторический сюжет, как и на некоторых его полотнах. Но тут совсем другая иная история. Тут есть место и мифологии и истории и природному явлению и конечно же большее внимание уделяется природе. Посмотрите внимательно и вы не сразу поймёте, где же короны. А короны – это облака, короны – это выступы на земле и, в конце концов, именно за короны дерутся трое. Да именно дерутся.

Художник весьма неумело изобразил здесь бой, но по характерным движениям понятно, что действительно ведётся ближний бой за владение территории. Такой вывод можно сделать при обнаружении вдалеке стен города. Но посмотрите, как художник изобразил синие дали гор, он как бы слил эти дали с небом, но при этом наградил эти две стихии разными цветами – небо грязно-синее, а вот горы именно синие, причём ярко синие. Кстати, и на небе тоже три короны. Как-то всё по три… Учитывая, что Рерих долгое время проживал в Тибете, то можно понять его увлечением цифрами.

Гораздо интереснее рассматривать, как Н. Рерих изобразил две стихии: земли и неба. Они почти сливаются, но анализируя выбор цвета художника, становится очевидным, что чистым синим оттенком мастер пользовался только для гор. Для неба же был выбран более грязноватый цвет синего. Стоит также обратить внимание на количество воинов, скал и облаков.

Везде проглядывается число три. Может показаться, что это неправильно наделять символизмом данный выбор, однако, беря во внимание тот факт, что Рерих провел несколько лет на Тибете, вполне вероятно, что число три в картине – это метафора. Сумма всех предметов составляет 9, а тибетская философия приписывает этому числу значение силы природы. И это полотно действительно демонстрирует мощь природных стихий. Однако эта картина не только о триумфе, но и о беде. Не зря город изображен в мрачных тонах на дальнем плане. Рерих не часто обращается к темам смерти, но здесь все же есть намек, обещающий беду.

У буддистов цифры имеют важное значение. На полотне всё по три – три воина, три выступа на земле, и три облака, которые удаляются по небу подальше. В итоге получается цифра девять. В буддизме эта цифра определяет силу земли и природы. А Рерих как раз именно силу природы и мощность человеческую и показывает на своём полотне. Мало того, есть некое ощущение предчувствия беды. Оно витает вокруг, оно почти осязаемо. Это удалось передать автору. Мало того, есть это предчувствие и в оттенках полотна. Например, изображение города. Оно отдалённое и мрачное. Оно обостряет неприятное ощущение.

Рерих редко изображал на полотнах смерть или беду. Чаще на его полотнах только радостные ощущения. Но здесь всё пришлось слегка отойти от идиллии. Правда, сделал это мастер нехотя, как бы не желая.