Картина Николая Рачкова У калитки - Анализ картин
Картина Николая Рачкова У калитки

Картина Николая Рачкова У калитки

В картине «У калитки» Николая Рачкова живописец отобразил классическую русскую красоту девушки. Передать женский образ мастеру удавалось мастерски, изображенные женщины завораживали и не только покоряли своей красотой, но и выражали индивидуальный характер. Женский образ живописец писал обобщенно, в нем он олицетворял красоту всей России.

Художественное образование Николай Рачков получил в известной Арзамасской художественной школе А. В. Ступина (1838–1845), которую окончил В. Г. Перов.

В 1844 году он получил от Императорской Академии художеств две серебряные медали. В 1845 был награжден малой серебряной медалью и получил звание неклассного художника по портретной живописи. С 1860 года поселился в Москве, активно участвовал в деятельности Московского общества любителей художеств, был частым гостем в московском доме и нижегородском имении купца и мецената Д. П. Боткина, секретаря Московского общества любителей художеств. В 1878 году его картина «Богаделенка» была представлена на Всемирной выставке в Париже. Помимо живописи занимался литературным творчеством, как карикатурист сотрудничал в ряде сатирических журналов.

Небольшая жанровая сценка разворачивается у глухой калитки, ведущей в дом. Улыбаясь украдкой, молоденькая служанка, кутающаяся в полушубок, ненадолго вышла из дома. У ее ног сидит, словно охраняя, верная черно-белая собачка. Художник любуется молодостью и обаянием скромной девушки, ее легким румянцем и живыми глазами. Неясно, что задержало героиню у ворот – свидание с возлюбленным, разговор с соседкой или просьба передать записку хозяйке.

Варианты-повторения фрагментов картины находятся в Нижегородском государственном художественном музее и Чувашском государственном художественном музее.

В работе «У калитки» отображена молодая девушка, которая застенчиво кого-то ждет. Она игриво сняла с одного рукава пальто. Возможно, девушка выходит, наоборот, на улицу, одевается и хочет встретить долгожданного гостя.

На голове у нее платок, классический головной убор молодых девушек того времени. Длинная юбка с передником говорит о домашней одежде красавицы, не похоже, что она собралась в гости. У ног сидит собака, она смиренно притаилась.

Живописец очень точно передал традиционность в одежде русских красавиц, обыденный, ненавязчивый наряд не затмевает чистую красоту персонажа, а наоборот, даже подчеркивает овал лица, розовые щеки и большие глаза. Девушка изображена на фоне дверного проема обычного деревянного дома.

Не видно ни мебели, ни каких-либо предметов интерьера по которым можно оценить зажиточность этой семьи. Все скромно и обыденно. Мастер подчеркнул необычную красоту русских женщин очень скромной обстановкой. Девушка улыбается, ее взгляд открытый и источает доброту.

Картина создает теплую обстановку, кажется, что ощущаешь тепло этой избы и уют. Художник передал доброжелательность русского народа, его теплоту и гостеприимность. Вся работа создает картину скромности и даже наивности. В современном мире сложно встретить такого чистого человека, как героиня этого полотна.