Картина Гранта Вуда Американская готика - Мировые шедевры
Картина Гранта Вуда Американская готика

Картина Гранта Вуда Американская готика

Без преувеличений можно сказать, что картина «американская готика» является одной из самых узнаваемых в мире, сравнимой с «Джокондой» Да Винчи, «Поцелуем» Мунка или «Сотворением Адама» Микеланджело. За годы своего существования шедевр стал жертвой множества пародий и мемов. Существует даже весьма зловещее толкование сюжета. Но какой же смысл вкладывал в свою «Американскую готику» сам автор?

Картина была создана в 1930 г. во время Великой депрессии. В городе Элдон Грант Вуд приметил аккуратный дом, созданный в стиле плотницкой готики. Художник захотел изобразить дом и его потенциальных жителей – отца и дочь, старую деву (по другим данным это жена и муж). В качестве моделей выступили сестра живописца и его личный дантист. Необычная экспозиция картины – это ничто иное, как подражание фотографиям тех лет.

Герои изображены очень чётко и ясно. Мужчина смотрит на зрителя, в его руках крепко сжаты вилы. Женщина со строгим пучком на затылке смотрит в сторону, на ней передник со старомодным узором. Автор позволил из лаконичной причёски девушки выбиться лишь одному пучку. В суровых лицах героев и их сжатых губах многие искусствоведы находят враждебность и откровенное уродство. Другие же очень авторитетные исследователи угадывали в работе сатиру на чрезмерную замкнутость и ограниченность жителей маленьких городков.

Между тем, сам Вуд сетовал, что публика неверно трактует его работу – он видел в сельских жителях именно ту, действенную силу, которая может противостоять экономическим проблемам, вызвавших Великую депрессию. Эти жители городков и деревень полны решимости и отваги бороться с проблемами. Художник говорил, что герои его работы – образ собирательный, ассоциирующийся у него со всей Америкой. Однако жители городка Элтон не вняли объяснениям автора, они были возмущены и разгневаны тем, как Вуд представил их в своей работе.

Дочь это или жена? Ответ на этот вопрос также очень интересен. Зритель склонен «считывать» эту героиню, как жену, сестра же Вуда, которая была моделью, настаивала на том, что это дочь. Ей просто хотелось видеть себя в знаменитой работе моложе, ведь во время позирования ей было всего 30 лет.

Вилы являются центральным элементом картины. Строгие, прямые линии зубцов этого сельскохозяйственного инструмента читаются и в других деталях полотна. Швы рубашки мужчины почти идеально повторяют контуры вил. Кажется, вся работа состоит из обращения к прямым вертикальным линиям – экстерьер дома, шпиль, вытянутые окна и сами лица персонажей. Дантист Байрон Маккиби, которого мы видим в образе отца-мужа, вспоминал, что художник как-то отметил: ему нравится его лицо, потому что оно сплошь состоит из прямых линий.

Публика с интересом отнеслась к работе Гранта Вуда, едва она появилась на выставке в Институте искусств Чикаго. Это поразительно, но не все согласились с авторской трактовкой произведения, хотя и признавали, что живописцу удалось очень точно «схватить» американский национальный дух. После того, как Великая Депрессия уступила место обычной стабильной жизни, зритель, наконец, смог увидеть картину глазами создателя, разглядеть не суровых, но непоколебимых американцев, которые готовы не драться, а противостоять всем неприятностям.

«Американская готика» — картина американского художника Гранта Вуда, написанная в 1930 году. Один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века и самое сатирическое полотно своего времени. В чем же сатира?

Среди наиболее влиятельных художников американского Среднего Запада XX века Грант Вуд известен своим уникальным вкладом в регионализм — течение в американской живописи 1930-х годов, обращающееся к изображению образов и эпизодов из жизни американского Среднего Запада. Его детальный, отточенный стиль живописи отражал традиционные старомодные ценности маленького городка в Айове. В этом на него оказал влияние фламандский художник Ян ван Эйк, известный своей тщательнейшей блистательной прорисовкой деталей (особенно, драгоценностей и текстур). Вуду нравилось изучать мельчайшие детали фламандского реализма и учиться тщательно изображать свои мазки, чтобы запечатлеть своих подданных в истинной форме.

История написания картины

Летом 1930 года Вуд посетил Элдон, штат Айова, чтобы увидеть художественную выставку города. Находясь там, его поразил маленький белый домик с окном в готическом стиле, который Вуд счел слишком «претенциозным» для такого скромного дома. Он набросал дом на бумаге, подготавливая основую для своей знаменитой картины. Дом — реальное фермерское здание на Диббл-Хаусе, которое он видел в айовском городке Элдоне.

На картине изображена пара средних лет (обычно интерпретируемая как фермер с женой), стоящая перед их домом лицом к зрителям. Это деревянный фермерский дом. В качестве позирующих моделей Грант Вуд пригласил свою сестру Нэн и 62-летнего дантиста Байрона Маккиби, запечатлев их в традиционной одежде. Вероятно, врач Маккиби чувствовал себя немного обязанным, так как любовь Вуда к сахару (он даже добавлял его в салат) сделала его идеальным клиентом для дантиста. В свою очередь, у Вуда была возможность изучить своего врача досконально, в том числе его руки, которые в итоге держали символические виллы на картине Вуда.

Судя по выражениям лиц героев, они, кажется, не живут полноценной или радостной жизнью. Как правило, в изображении людей в Америке 30-х годов есть некий аскетизм, который проявил себя и в «Американская готике». Причиной может служить тяжелая политическая и внутриэкономическая ситуация — Великая американская депрессия. Четверг 24 октября 1929 года в Соединенных Штатах Америки до сих называют «черным» – в этот день обвалился фондовый рынок и начался тяжелейший для страны период Великой депрессии, продолжавшийся долгих 12 лет.
Один взгляд на мрачные и невеселые выражения лиц моделей говорит об их истинных чувствах по поводу их жизни и окружающей среды. На портрете жесткая хладнокровная женщина хмуро смотрит вдаль. Мужчина с плотно прижатыми губами выглядит не менее сурово и даже мрачно, крепко держа в руке свои виллы. Главный принцип написания картины — стремление к готическому стилю, главная черта которого — вытянутость и стремление ввысь. Вот и лица (в т.ч. числе длинные носы и шеи), комплекции людей, сам дом и даже окна за героями изображены преувеличенно вытянуто.

Сатирический подтекст

Грант Вуд как-то сказал, что это «люди, которые, как мне показалось, должны жить в этом доме», тем самым намекнув, что пара и дом были изначально нелепы и не складны.
Это сатира, к которой те или иные элементы на картины возвращаются снова и снова. Такой же авторской сатиры коснулся и фермерский дом (хоть эта новая форма «американской готической» архитектуры была экономичной и намного более практичной для типичной американской семьи в эпоху депрессии, чем подлинная готическая архитектура, Вуд, похоже, не согласен с попытками сделать величественную готическую архитектуру подходящей для американских фермеров).
Еще одна небольшая загадка картины заключается в излишней формальности сюжета: черное платье и брошь фермерской женщины, темно-синий жакет фермера-мужчины и чисто выбритое лицо, чистые блестящие виллы — все это придает работе слегка сюрреалистическое и преувеличенное качество.
Фрагменты

Символика картины

Вилы — богато символический предмет. Трехконечное копье можно рассматривать как символ тяжелого труда и тяжелой работы. Кажется, что художник вводит в картину пресловутую идею американской мечты (те, кто много работает, пожнут плоды своего трудолюбия). В греческой мифологии это копье называется трезубцем и он был символом могущественного Посейдона, бога моря. В христианстве вилы ассоциируются с дьяволом и злой деятельностью.
Фартук с колониальным принтом женщины символизирует Америку XIX века. Цветы и растения на крыльце — домашнее хозяйство. Выражения лиц героев могут символизировать те серьезные трудности, с которыми столкнулись сельские жители конца 1920-х и начала 1930-х годов.

Оценка искусствоведов и жителей Среднего Запада

Грант Вуд мог бы подумать, что его сатира из маленького городка Среднего Запада будет забавной и население примет картину с улыбкой, но общественная оценка разделилась:

1. Стереотипное изображение жителей Среднего Запада, вкупе с вилами, комбинезоном и домом заставило многих искусствоведов интерпретировать произведение как сатирический комментарий к культуре маленького города.

2. На деле картина вызвала бурю протеста и негодования, когда копия изображения появилась в местной газете. Читатели были возмущены изображением Вуда как мрачных пуритан. Айовцы не проявили доброты, многие выражали серьезное отвращение к тому, как полотно представляло жизнь айовцев.

3. Другие искусствоведы сочли «Американскую готику» даже оскорбительной по отношению к простому народу, низким ударом по этим трудолюбивым мужчинам и женщинам.

Одна фермерская женщина была настолько взбешена картиной, что угрожала откусить ухо Вуду. Другой местный житель предположил, что у Вуда голова не в порядке.

В любом случае и при любой оценке этого шедевра, «Американская готика»сделала Вуда знаменитым. До этого прорыва Вуд был неизвестным 39-летним начинающим художником, живущим на чердаке вагонного дома у похоронного бюро. После успеха американской готики он стал многократно переписывать историю написания и значение своей картины, чтобы привести ее в соответствие с тенденцией времени.

Композиция

Если не брать во внимание преувеличенность и сатирический подтекст полотна Вуда, в остальном оно композиционно тщательно спланировано. Начнем с того, что композиция изначально сложная. Состоит из вертикальных и горизонтальных линий, совмещенных с круглыми элементами (округлый вырез на фартуке, округлые формы деревьев, а также круглые очки мужчины). Кроме того, зубцы вилки для сена выровнены по оконным решеткам дома, а также по швам комбинезона фермера. Готическое окно находит эхо в лицах героев (нос и рот).

«Американская готика», несомненно, является шедевром Вуда и входит в число лучших портретных картин своего времени. Как и Мона Лиза, она остается загадочной композицией, иконой американского искусства XX века, а также одной из величайших картин Среднего Запада.

Вуд изображает фермера и его дочь на фоне их достаточно простого дома. Здание построено в характерном для времени художника стиле плотницкой готики. Мы видим, что фермер крепко сжал в кулаке вилы. Кажется, что это не орудие для работы, а особый вид оружия.

Художник передает полную непривлекательность этого фермера. Губы его плотно сжаты. Волосы его плотно стянуты, голова слегка повернута. В глазах можно прочесть очень глубокую обиду и подлинное возмущение.

На дочери мы видим передник, который уже было в те времена старомодным. Лицо ее выражает решимость, губы сжаты, в глазах читается вызов. Она всецело поддерживает отца.

На фермерской одежде можно увидеть швы, которые полностью напоминают очертания сжатых в его руках вил. Эти же контуры повторяются и в окнах его дома.

Композиция этого полотна создана в стиле американской фотографии 19 века (самого его конца). Персонажи максимально сдержаны, как настоящие пуритане. Именно в это время художник знакомится с передовым течением «Новая вещественность».

Почему же живописец написал это полотно? Однажды он увидел небольшой, казалось бы, ничем не примечательный домик. Но он всецело привлек внимание художника. Вуду захотелось изобразить это здание и немного пофантазировать, представив, кто бы мог жить в нем.

Моделью для дочери фермера стала сестра художника. Людей и дом художник писал совершенно отдельно. Та сцена, которая изображена на этой картине, на самом деле никогда не существовала.

Художник объяснял современникам, что хотел создать собирательный потрет всех американцев того времени. Критики были полностью уверены, что полотно стало важной частью максимально критического изображения сельской Америки того времени.

Позднее это творение стали ассоциировать с непоколебимым духом первопроходцев страны.