Картина Айвазовского «Вид Петербурга», относящаяся к позднему периоду творчества художника, сравнительно мало известна широкой публике.
Прежде всего, Айвазовский – маринист. И большая часть его творчества связана именно с морем. Иногда в виде исключения он писал и другие картины. В полотне «Вид Петербурга» нет моря, но есть река – Нева. Вода занимает практически все пространство, отчасти сдерживаясь лишь берегами и выстроенными домами.
В какой-то момент вода сливается с пасмурным небом. И не всегда можно точно выделить линию, где одна стихия переходит в другую. Заходящее солнце чуть подсвечивает небо, понемногу затягивающееся тучами, и отражается в воде. Цвет реки и неба практически одинаков – бирюзовый, светло-серый.
Как и в большинстве картин Айвазовского, вода здесь доминирует. По берегам можно различить известнейшие петербургские здания – Биржу, Петропавловский собор, величественный Зимний дворец. Но величие этих зданий меркнет перед мощью реки.
Здесь много парусников, как пришвартованных к берегу, так и плывущих, несколько небольших лодочек, и даже плот, управляемый кормчим. Учитывая количество больших и мелких судов, кормчий должен быть очень умелым.
В целом, на картине можно увидеть полный набор основных достопримечательностей Петербурга – многие архитектурные памятники, пристань с кораблями и разлившуюся во все стороны Неву.
С Петербургом Айвазовского связывало многое – в этом город он в полной мере сложился как художник. В основе картины, как и в большинстве других – преклонение перед природой, величием и красотой реки.
Картина, которая хранится в Национальной галерее в Ереване, менее известна зрителю, чем более ранние картины художника, изображающие Петербург. Здесь виден поздний Айвазовский – спокойный пейзаж, вода, бытовая сценка.