Анализ картины Михаила Врубеля Муза - Михаил Врубель
Анализ картины Михаила Врубеля Муза

Анализ картины Михаила Врубеля Муза

Михаил Врубель является ярким представителем русского декоративного модерна, его работы до сих пор воспринимаются неоднозначно, но никого не оставляют равнодушными. Манера нарочитого декора, засыпание полотна не просто крупными мазками, а разноцветными, порой несочетающимися кристаллами цвета, на которую особое влияние оказала длительная эмоционально-нагруженная работа для театральных спектаклей, с ее особой изобразительной пластикой, часто сознательно или случайно преданное картинам ощущение незавершенности – все это будоражит воображение и чувства зрителей, создает у каждого свое необыкновенное представление о замысле автора, о происхождении каждого образа.

Особое место в творчестве Врубеля занимают женские образы, перенесенные на полотна из литературных произведений или воображения автора. Музой для художника всегда была его возлюбленная Нина Забела, и творения Врубеля унаследовали от нее неправильный вытянутый овал лица, большие глаза и тонкие чувственные руки.

Такой же загадочной и странной предстает перед зрителем “Муза”, написанная в 1896 году. Изумруды огромных глаз, рыжая буря вьющихся волос, уходящих за край полотна, одновременно завораживают и вызывают настороженность, будто это неземное существо знает какую-то важную тайну. Но детально прорисованное красивое платье, нервные длинные пальцы и подлокотник старого кресла выдает в ней ранимое земное происхождение, а бледный антураж затихающей осенней природы подчеркивает мучительность поисков настоящего художника, мимолетность бытия и непобедимую вечность красоты и искусства.

Муза всякого художника живет в его воображении. Даже если мастер считает носительницей своего вдохновения реальную женщину, то фантазия все равно наделяет образ фантастическими, нереальными чертами. Для мастера музой всегда была его любимая жена.

Но на полотне зрителю представлено, вне всякого сомнения, фантастическое создание.

Рыжая шевелюра, большие зеленые глаза, в которых можно утонуть — все в образе музы притягательно и желанно. Все свои самые потаенные желания и мечты автор предоставил на суд зрителя. Тонкие нервные пальцы героини выдают ранимость и творческое начало.

Осенний антураж работы подчеркивает некую трагичность самого творчества, обрекающего человека на постоянные мучения и поиски самого себя.

Всю жизнь артиста фактически сопровождала одна женщина — Нина Забела, его жена. Это утверждение можно смело применить к творчеству Врубеля. Каких бы женских героинь художник ни изображал на своих полотнах — морскую принцессу, Весну или Маргариту, — в них можно было заметить качества Нины.

Улыбка, чуть осветившая губы, большие глаза, несколько вытянутый овал лица, худощавая фигура и длинные тонкие руки — все это становится неотъемлемым признаком врубелевских женских героинь. При этом художник неоднократно создавал портреты жены.

К одному из них относится картина «Муза» (1896 г.), хранящаяся ныне в ГТГ. Однако не следует забывать, что перед нами особая разновидность портретного жанра — портретная фантазия, портретный вымысел, где нет места тривиальному реализму и грубому натурализму.

Особенно это видно по необычайно глубоким глазам женщины, которые, кажется, готовы в любой момент заискриться изумрудными блестками. То же самое касается и распущенных волос Нины, которые в определенный момент теряют свою материальность, становясь чем-то вроде бестелесного ветра, пламени.

В самом облике героини, в окружающих ее красках проскальзывает что-то сказочное: виден художественный опыт Врубеля. Так сразу приходят на ум пушкинские «Золотой петушок» или «Сказка о мертвой царевне». В то же время в картине заметен некий налет декоративности, характерный для большинства художников-символистов, и особенно для Врубеля.

Отметим, что аналогичная характеристика относится и к другой «Музе» художника — картине, написанной несколькими годами ранее. И на этом полотне образ Нины, сидящей на скамейке, не лишен некоторой условной декоративности, театральности, за которые мы так любим и ценим творчество Врубеля.