Анализ картины Ивана Крамского Букет цветов - Иван Крамской
Анализ картины Ивана Крамского Букет цветов

Анализ картины Ивана Крамского Букет цветов

Живописец, художественный критик и общественный деятель Иван Крамской был представителем русского реализма периода его расцвета – 1860–1880-х годов. Он стал руководителем и идейным наставником Товарищества передвижных художественных выставок. Это сообщество художников-единомышленников во многом определило основные пути развития отечественного искусства во второй половине XIX века.

«Букет цветов. Флоксы» Ивана Крамского – чуть ли не единственный пример натюрморта в творчестве Крамского. Он работал над бытовыми сценами и философско-религиозными сюжетами, но бóльшую часть творческих сил и таланта отдавал портретному искусству.

Даже натюрморт с цветами – своеобразный портрет флоксов. Он написан с удивительной живописной свободой и легкостью, в нем чувствуется свежесть непосредственного восприятия. Богатая палитра пышных соцветий белого, розового, малинового, вишневого, сиреневого и фиолетового создает радостное и торжественное настроение. Сочные зеленые листья плотным кольцом окружают и поддерживают это цветочное облако снизу. Синяя кобальтовая ваза смотрится как устойчивый постамент для пластически объемного букета. Направленный источник света расположен слева. Он эффектно освещает предметы, отбрасывая ярко-голубые блики, которые подчеркивают глянцевую фактуру вазона. Натюрморт занимает почти всё живописное пространство, главенствует в нем, оставляя небольшое место для нейтрального фона и едва намеченного круглого стола.

Флоксы – одни из самых выносливых и неприхотливых садовых растений с устойчивым запахом. Под кистью Крамского свежесрезанный букет из флоксов выглядит как праздничная цветочная композиция, напоминая слова Иоанна Кронштадтского: «Цветы – остатки рая на земле».

Крамской – русский художник, из всех жанров предпочитавший жанровую и историческую живопись. Иногда писал портреты, критиковал чужие картины, пытался найти такие мерки, по которым можно было бы точно определить ценность предметов искусства. Он яростно отстаивал идею, что художник должен быть не просто наблюдателем, но учителем, и что картины должны служить большей цели, чем просто отражение действительности.

По его мнению, они должны были развивать нравственность и предлагать человеку сделать моральный выбор, должны были прививать вкус и отражать глубоко народные, национальные сюжеты, напоминая людям, кто они и откуда они пришли.

Картины в его мире должны были быть ориентиром, светом во мраке, и само это стремление к свету, к свободе, к добру, видно не только в работах художника, но и в его жизни.

Например, когда Академия Художеств проводила большой конкурс в честь того, что срок её существования достиг отметки в сто лет и предложила студентам, отдававшим предпочтение исторической живописи, написать на одну и ту же тему – «Пир в Валгалле» – Крамской вместе с четырнадцатью другими покинул её стены и отправился отстаивать свою свободу.

Однако, как и у любого художника, у Крамского есть не только идеологически выдержанные картины, призванные вдохновлять и наставлять, но и простые, лишенные настолько высшей цели. «Букет цветов» – одна из таких картин. На ней изображен букет цветов в вазе, лишенный всякого фона. Всего лишь падающий свет, смутно очерчивающий очертания круглого столика, служит им опорой. Фона же вообще нет – ни драпировок, ни занавесок, одни только переливы света и тени.

Однако сами цветы очень ярки и насыщенны. Они словно восхваляют жизнь, даже будучи срезанными и поставленными в вазу. Картина полна ярких оттенков – даже в простой работе Крамской прославляет бытие, и ему хватает для этого всего лишь верно выбранных цветов.