Анализ картины Ефима Волкова Ранний снег - Анализ картин
Анализ картины Ефима Волкова Ранний снег

Анализ картины Ефима Волкова Ранний снег

Ещё природа не отошла от осенних ненастий, ещё даже не успокоилась от ветров и дождей, как пришла другая напасть – первый и даже ранний снег. Он не останется здесь надолго, ещё наверняка пойдут дожди и на дороге и на мостике будет ещё достаточно много грязи. Но сейчас он лёг на землю и прикрыл своим пушистым и столь не долгим одеялом.

От этого природе не станет хуже, она, по крайней мере, будет знать, к чему готовится зимой. Ведь, как правило, именно первый снег задаёт тон всей зиме. Эту красоту изобразил художник и подарил нам наслаждение в любовании над русской природой. Удивительно мягкие тона полотна покоряют своей жизненностью.

Создаётся такое впечатление, что это не картина, а настоящая фотография. И только при ближайшем рассмотрении можно увидеть мазки кисточек, штрихи карандашом. Дальний лес изображён как-то туманно, с еле видными тёмными штрихами. А вот ближайшие кустарники у ручья нарисованы в более тёмных тонах.

На Руси зима самая суровая. Правда, такой она бывает не так часто. Иногда зимой может быть холодно, но не снежно. А бывает совсем наоборот – не холодно и не жарко, а снега много и он не тает сразу, а медленно подтаивает.

В этом есть некая доля опасности, потому что точно не знаешь, под каким настом снега спрятана ямка или канавка. А на лёд в такое время лучше и вовсе не идти, провалишься, намочишься и простудишься. Это в том случае если тебя спасут, а если нет – то быть утопленником не самая лучшая перспектива. Снежная Россия – это потрясающие виды и они вовсе не одинаковые, а именно разные и потрясающе по-своему красивы.

Чтобы увидеть всё, это нужно просто выехать за город и пройтись по вытоптанной тропинке в лесу и осмотреться. Можно сказать уверенно, что впечатлений от такого путешествия будет масса. Вот именно об этой красоте первозданной и говорит нам это полотно.

Ефим Волков родился в Петербурге, отец его был фельдшер. Видимо, семья была материально благополучна, так как подросшего мальчика отдали сначала в частный пансион, а затем и гимназию.

Продолжил свое обучение на правах вольнослушателя Ефим в Петербургской императорской академии живописи. Почему-то ее не закончил. Этот факт встречается во многих биографиях художников.

Я поразмыслила над этим и пришла к выводу, что их не устраивал уровень преподавания. Академия ориентировалась на классическое искусство, уделяла особе внимание историческим и мифологическим сюжетам.

Но я бы еще поняла, если бы Волков стремился к чему- то новому – импрессионизму, например (хотя это направление только- только вошло в моду во Франции). Но ведь молодой человек понял, что его призвание это пейзажный жанр. А в Академии пейзажный класс был хорошо представлен. Надеюсь.

Но, так или иначе, Волков покидает стены образовательного учреждения и погружается в работу, надеясь на свои силы и дарование.

И результат упорного труда не заставил долго ждать. Его картины, представленные на выставках Общества поощрения художников 1870- 1874 годов делают художника знаменитым, получают награды. За одну из них Академия присваивает ему звание внеклассного художника.

В 1878 году Волков становится членом Общества передвижных выставок, регулярно участвует в его экспозициях и становится одним из лучших художников-пейзажистов, специализируясь в основном на видах северной природы.

Художник много путешествует вместе с друзьями-коллегами по Крыму, Волге. По приглашению членов императорской семьи сопровождает их в поездке по Ближнему Востоку.

И все — таки яркая южная природа не заставляет браться за кисть, хотя Волков делает много зарисовок. А вот неприметная красота средней полосы России вдохновляет на создание настоящих шедевров.

Один из них перед вами.

Осенняя пора, но не левитановская золотая осень. Сумрачное небо словно куполом накрыло землю. На горизонте видна туча, из которой и выпал это первый неожиданный снег. Конечно, он растает, но первая весточка надвигающейся зимы охладило сердце, навеяло грусть.

Под мокрым снегом притихли деревья, замерли кусты. Река еще не замерзла, неподвижное зеркало ее воды отражает прибрежную поросль.

Прозрачный влажный воздух и снег заглушают звуки. На картине кроме снега и неба и леса – поделивших между собой лавры главного героя, присутствует тишина. Она конечно невидима, но реально ощущаема.

Талантом художника и его чутким глазом, оказывается, может быть передано это не визуальное понятие .

Перечитала текст и поняла, что как-то все грустно. За оптимизмом отправилась к Афанасию Фету. Он из тех поэтов, кто всегда тонко чувствовал и умел облечь в слова нашу связь с природой.

Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.