Анализ картины Аполлинария Васнецова Северный край - Анализ картин
Анализ картины Аполлинария Васнецова Северный край

Анализ картины Аполлинария Васнецова Северный край

Северные края – это безграничные просторы, дикая природа и чистые реки. Это нетронутые людьми места. Такие места не могут не вызвать восторга, бурю эмоций и впечатлений.

В. М. Васнецов нарисовал картину “Северный край” именно под впечатлением от здешних необычных красот.

Я думаю, что такие пейзажи характерны для природы Сибири. Здесь изображена река, которая протекает между непроходимыми лесами. Картина нарисована с такого ракурса, что позволяет рассмотреть все достопримечательности.

С самой вершины холма открывается удивительный вид на просторы.

Художник постарался создать образ реки холодным, ледяным, как и положено северным местам. Для этого он использовал холодные оттенки красок, такие как синие, светло-синие и серые. Извиваясь, река уходит к горизонту. От картины будто веет холодом, который исходит от горных рек. В воздухе видна небольшая дымка.

Лес изображен в бледно-зеленых тонах. Ему, судя по всему, очень много лет, он буквально непроходимый. В такой заброшенной местности практически невозможно встретить никого, кроме редких птиц и животных, которые привыкли к суровым условиям.

В небе изображены мрачные, тяжелые облака. Сквозь них едва пробивается солнце, которое очень редко освещает эту местность, поэтому она кажется безжизненной, суровой и хмурой. То, что солнце изображено на закате еще больше указывает на сумрачное состояние природы.

На картине нарисован северный край очень независимым и свободолюбивым. Русская природа показана спокойной и таинственной, что очень точно передано художником с помощью его гениальных приемов. Он показывает красоту этого мига, потому что после захода солнца пейзаж погрузится в темноту ночи.

К теме пейзажей прибегали неоднократно многие художники, но одним из лучших считается В. М. Васнецов. Ему удается раскрыть природу с необычной, удивительной стороны. Даже такие моменты, на которые обычный человек может быть и не обратил внимание, он показывает с точностью, свойственной лишь ему.

Младший брат Виктора Васнецова Аполлинарий, не менее талантливый художник, больше всего тяготел к природе, упиваясь пейзажами, он писал их циклами, один лучше другого. После очередной поездки по Сибири и Северному Уралу из под кисти мастера родился цикл о северной природе, в том числе и картина «Северный край».

Запечатленные с высоты птичьего полета, расстилаются северные просторы со старыми могучими лесами, полноводной сибирской рекой. В водной глади отражаются плывущие по небу облака, едва касаясь воды закатным румянцем прощающегося солнца.

До самого горизонта, вдоль извилистой реки тянется загадочная, полная неожиданностей тайга. Природа готовится к ночи, потягивается дымкой засыпающий лес, обволакиваясь тревожными темно-зелеными и серо-синими сумеречными тонами.

Величественность и широта, мощь и сила притягивают взгляд. Молодой Васнецов пишет как опытный зрелый мастер со своим стилем.

На тысячи километров растянулись могучие сибирские леса. Дикая, непролазная тайга со своими дикими секретами.

Посреди общей массы деревьев выбилась к небу одна мощная старая сосна, наклонясь от собственной тяжести. Извилистая мощная река разрезает лесную гущу на две части. Небо на горизонте уже почти совсем потемнело, скоро ночь, скоро спать. Уже не видно ни птицы ни зверя, все живое в тайге приготовилось ко сну.

Кое где в лесу виднеются небольшие проплешины, и на холмах и у воды. То ли скалистые эти холмы, то ли темно там живому за стеной таежного леса.

Деревья в тайге преимущественно хвойные: ели, сосны, кедры. Как точно автор передал голубоватый тон хвойных лесов. Нетронутый человеком дикий лес, густорастущий и необузданный. Маленькие деревца растут рядом с вековыми исполинами назло всем ветрам, морозам и непогодам.

Художник человек передает нам всю красоту и мощь художника природы, совершенного, идеального мастера.

Картина очень мощная и величественная по содержанию, трогательная и в то же время торжественная.

Любовь к природе жила в Аполлинарии Михайловиче Васнецове с самого детства. Он много ездил по России, побывал на Украине, на Кавказе, в Крыму, посетил и Европу, привозя из каждой поездки многочисленные этюды и рисунки. Все впечатления от увиденного находили свое отражение в его чудесных пейзажах, но все-таки главное место в его работах занимала природа средней полосы России.

В течение двух лет он путешествовал по Сибири и Уралу, чья первозданная и дикая красота произвела на него неизгладимое впечатление. Вернувшись домой, Аполлинарий Михайлович на протяжении нескольких лет работает над циклом великолепных эпических картин, воспевающих мощь этого сурового края. Перед нами работа мастера, завершающая этот цикл.

Подошел к концу летний день. Наступили сумерки. Солнца уже не видно, и вечернее небо стремительно меняет свой цвет от нежно-лазурного в вышине до светло-фиолетового вдали, у самого горизонта, расцвеченного яркими розовато-оранжевыми сполохами. Последние солнечные лучи добавляют лиловые оттенки к синевато-сизому цвету низких облаков, неспешно плывущих по небу.

С высоты открывается великолепный вид на тайгу, раскинувшуюся на многие сотни километров и уходящую к еле видной свинцово-синей цепочке гор. Широкая, полноводная река, своенравно извиваясь, величаво течет между скалистых берегов, теряясь вдали. Ветра нет, и бескрайнее небо как в зеркале отражается в холодной спокойной воде. Но речной поток делает еще один поворот и вот уже отражение дробится в темно-серых бурлящих струях на перекате.

Суровый северный лес встает по берегам. Среди непроходимой чащи видны безлюдные серовато-коричневые скалы. Длинные темные тени лежат на открытых участках. Белесый наползающий туман седой пеленой понемногу скрывает сухие коряги и могучие стволы, заросшие мхом и лишайником. Еще хорошо видны темно-малахитовые и сине-зеленые кроны пушистых сосен, стройных елей и лиственниц, возвышающиеся над таинственным лесом, отливающим в вечернем свете серебристыми серо-оливковыми красками.

Чуть наклоняясь, но по-прежнему уверенно и гордо возвышается над тайгой могучая пихта, выдержавшая немало снежных бурь и ветров.

Художник использует почти монохромную палитру. Гармоничное сочетание холодных синих, приглушенных зеленых и спокойных серых красок, придают изображению глубины и простора, наполняют ощущением свежести кристально чистого, прохладного воздуха. Однако небольшие кремовые и светло-оранжевые пятна добавляют теплоты. Незаметными мазками, где-то смешивая краски, заставляя их мягко перетекать от света к тени, а где-то накладывая их рядом, подчеркивая насыщенность или прозрачность оттенков, художнику удалось передать нам реальность настоящей, живой картины.

Все вокруг объято покоем в ожидании ночи. Не слышно ни звука. Но от необъятной шири заповедной тайги и высокого неба захватывает дух. Вечная красота и беспредельность мира. Мастеру удалось показать силу и могущество северной природы, раскрыть ее душу. Полотно завораживает, наполняет чувством свободы, заставляет задуматься о бесконечности жизни.

Вариант описания №2

Аполлинарий Михайлович Васнецов написал картину «Северный край. Сибирская река» в 1899 году. Это полотно стало завершением цикла его работ, созданных на тему уральской и сибирской природы (также к ним относятся «Озеро», «Тайга» и «Кама»).

Художник путешествовал по этим местам два года, а по возвращению домой выразил свое восхищение собранием великолепных картин. На всех этих полотнах четко прослеживается становление индивидуального стиля мастера и влияние великих живописцев, ставших для него учителями: Ильи Ефимовича Репина, Василия Дмитриевича Поленова и Виктора Михайловича Васнецова (старшего брата).

Молодому художнику изначально были близки пейзажи, и хотя он привозил из поездок зарисовки из совершенно различных широт, впоследствии он стал тяготеть именно к изображению средней полосы России.

На картине изображены широкая извилистая река и могучие деревья, растущие по берегам. Лесная чаща, в которой нет ни единой живой души, растянулась на многие километры. Безграничный простор дикой природы виден с необычного ракурса, возможно, с вершины горы. Холодные тона, которыми передано вечереющее небо, подчеркивают суровость северной природы, и кажется, что от картины веет холодом.

Нависающие над рекой хмурые облака не пропускают достаточно солнца, и видно, как на непроходимый бор ложится сумрак. Таинственность лесного пейзажа усиливается необычными оттенками: серым, фиолетовым, багряным тонами неба и его отражения в реке. Кажется, что вся природа напряженно ожидает наступления ночи.

Несмотря на то, что Аполлинарий Михайлович не получил систематического художественного образования, его великолепные пейзажи полюбились широкой публике. В частности, картина «Северный край. Сибирская река» заняла достойное место в Русском государственном музее.