Анализ картины Алексея Венецианова Портрет матери - Венецианов Алексей
Анализ картины Алексея Венецианова Портрет матери

Анализ картины Алексея Венецианова Портрет матери

Венецианов – русский художник из небогатой семьи, происходящей из Греции. Сама фамилия его произошла от прозвища «Венециано», которое носил его прадед, приехавший в Россию. Родился в Москве, работал при лесном департаменте, отличался большой наблюдательностью и вниманием к мелочам.

Предпочитал писать жанровые сценки из жизни крестьян, брал учеников – один из них, Сорока, был крепостным и пользовался у Венецианова большой любовью. К сожалению, знаменит не стал и даже не получил свободы – во время крестьянских бунтов был брошен в тюрьму, где и покончил жизнь самоубийством.

«Портрет матери» – первая известная картина Венецианова, которая и принесла ему знаменитость. Написана в лиричном реалистичном стиле, обусловленном одновременно принципами Венецианова – «Писать нужно истинно, так, как есть в реальности» и его отношением к матери, которое добавляет сентиментальности. Старая женщина, изображенная на картине, хорошо выглядит.

На седых волосах завитый парик, украшенный бежевым пышным бантом. Алая блуза завязана на груди, поверх неё накинуты легкая шаль. Руки её сложены под грудь, в правой руке она держит сложенный веер. Лицо её выражает сосредоточенность, смотрит она чуть в сторону, словно немного смущаясь.

Легко представить, как сын-художник просил её позировать, и она, считая это очень важным делом, прихорашивалась и старалась оставаться неподвижной. На лице её практически нет морщин – только носогубные складки обозначены возрастом, на щеках легкий румянец. Сама ситуация непривычна ей, стесняет её и одновременно льстит.

В том, как она изображена, чувствуется мастерство и одновременно любовь, которая придает картине особое очарование. Портрет чужого человека никогда не будет настолько живым и нежным. «Портрет матери» – словно благодарность всем матерям.

«Портрет А. Л. Венециановой» – первая из известных нам работ Венецианова. Художнику исполнилось двадцать два, когда он написал портрет своей матери Анны Лукиничны. Она была женой небогатого купца и сама происходила из купеческой династии Калашниковых (возможно, кого-то из её далеких предков воспоёт Лермонтов в «Песне о купце Калашникове»).

По её крепко сжатым губам и напряженно скрещенным рукам можно предположить, что позировать для портрета Анне Лукиничне, скорее всего, приходится впервые и от этого она испытывает смущение и дискомфорт.
Вот еще несколько фактов о ранней работе Венецианова.

Создавая портрет, молодой художник не справился с глубиной пространства

Венецианов был практически самоучкой, не считая того, что его дворовый воспитатель («дядька») Прохорыч иногда давал ему уроки рисования пастелью. Поэтому на его первой картине, при всей её теплоте и обаянии, чувствует неумение передавать пространственную глубину. Фигура матери выглядит уплощенной, в ней почти не ощущается объём.

Пусть с передачей пространства Венецианов совладал не особо, зато заметно, с какой тщательностью начинающий художник постарался выписать складки шали, переливчатое терракотовое платье и атласный чепец своей принарядившейся по такому случаю матушки.

Приём «туше» на портрете позаимствован у Рокотова

Венецианов написал Анну Лукиничну в своеобразном дымчатом ореоле. Такой способ наложения красок в живописи носит название «туше». Своё «туше» Венецианов позаимствовал у знаменитого портретиста XVIII века Федора Рокотова, сделавшего этот приём собственным отличительным знаком. Интересно, что Венецианов был не просто знаком с портретами Рокотова, но и знал его лично, поскольку в юности жил с родителями на той же улице в Москве. Рокотов не был его кумиром, но в 1800-е годы определённо являлся примером для подражания.

Картина могла бы погибнуть, как другие ранние работы Венецианова

В 1812 году, когда горела оккупированная Наполеоном Москва, сгорел и дом родителей Венецианова вместе со всем имуществом. Многие ранние работы художника погибли в огне. Однако «Портрет А. Л. Венециановой» уцелел. Дело в том, что, уезжая в начале ХIХ века искать удачи и славы в Петербурге, Венецианов забрал картину с собой, так как портрет матери был ему особенно дорог.