Анализ картины Алексея Корзухина Перед исповедью - Русские художники
Анализ картины Алексея Корзухина Перед исповедью

Анализ картины Алексея Корзухина Перед исповедью

Корзухин – русский художник, творивший в стиле жанровой живописи. Его картины отличаются вниманием к деталям, легкостью руки, тонким знанием сторон жизни разных сословий того времени – крестьянства, купечества, дворянства. Везде он описывает какие-либо характерные сценки, не обращаясь к мифическим или религиозным темам.

Алексей Корзухин – характерный представитель жанровой живописи Товарищества передвижников. В 1858 году художник поступил в Императорскую Академию художеств и через три года был награжден малой золотой медалью. После этого ему предстояло конкурировать за право получения большой золотой медали и пенсионерскую поездку. Но в 1863 году Корзухин вместе со своими товарищами примкнул к «Бунту четырнадцати» и был выпущен из Академии со званием художника второй степени. В 1870 году Корзухин стал членом-учредителем ТПХВ.

Перед исповедью Алексея Корзухина — одно из наиболее известных произведений художника на тему церковного быта. По свидетельству художника Аполлинария Горавского, Корзухин работал над картиной целых три года и до ее окончания никому не показывал, создавая вокруг произведения тайну.

На картине изображен интерьер Никольского военно-морского собора в Санкт-Петербурге. Художник выразительно передал несколько примечательных типажей церковных прихожан своего времени. Бабушка строго наставляет внука, вероятно, идущего на исповедь впервые. Гордая дама в черном платье с аристократическим чувством собственного достоинства строго смотрит на деревенских мальчишек. Молодая девушка в зеленом платке молится перед иконой. По контрасту с ее образом метко передан облик полной старухи в белом чепце, чинно восседающей на табурете. В русской православной церкви было не принято сидеть прихожанам, но богатая женщина считает, что имеет на это полное право. Все персонажи, детали одежды и интерьера собора написаны художником с особой внимательностью, в мельчайших подробностях.

Современники высоко оценили произведение. Художественный критик Владимир Стасов, советуя Третьякову приобрести картину, писал, что «Исповедь в церкви» полна «великолепно выраженных женских, детских и старушечьих типов, с разнообразными душевными оттенками», а художник Аполлинарий Горавский отмечал непревзойденную наблюдательность живописца, «простоту, благородство и правду» произведения.

В 1878 году картина «Перед исповедью» была представлена на Всемирной выставке в Париже. По свидетельству Стасова, работа привлекла внимание иностранных ценителей искусства. «Про «Исповедь» г. Корзухина Пехт говорит, что тут представлено, как матери приготавливают к церковному таинству маленьких детей и что «их характеры здесь уже очень рано высказываются». Манц тоже хвалит эту картину и называет ее «любопытной»», — писал художественный критик.

Картина неоднократно варьировалась художником. Первоначальный вариант с несколько измененными персонажами и композицией, исполненный в 1876 году, хранится в Тверской областной картинной галерее.

Именно пристрастие к жизненности сделало его участником «бунта четырнадцати», когда четырнадцать молодых художников разом вышли из Академии Художеств, протестуя против несправедливости.

В тот год Академии исполнялось сто лет и она проводила конкурс на лучшую картину. Для всех жанровых живописцев определили одну и ту же тему – «Пир в Валгалле». После нескольких петиций и просьб позволить выбирать тему самостоятельно, наиболее свободолюбивые студенты, среди которых был и Корзухин, покинули Академию навсегда.

«Перед исповедью» – одна из знаменитых его картин. Она изображает небольшой храм. Иконы на стенах в позолоте. Горят свечи в светильниках и подсвечниках. За выставленной ширмой, отгородившей небольшой закуток, готовится священник.

Перед ширмой прихожане, желающие попасть на исповедь. Несколько опрятных старушек в платках, старик, молодая дама в богатой одежде, ждущая с аристократическим чувством собственного достоинства. И дети – немного волнуются, жмутся к взрослым, слушают последние наставления – возможно, для кого-то из них это первая исповедь, и они мучительно перебирают свои поступки, ища грехи. Дал по уху соседу Федьке – грех? Украл яблоко из сада – грех?

Ожидание звенит в воздухе, остальной храм сокрыт в полумраке – там тоже движутся люди, но их нельзя рассмотреть так хорошо и понять, что они делают. Обилие деталей, выражение лиц делает картину живой. Каждому персонажу на ней можно придумать историю – а лучше того десяток историй.