В 1884 году художник поехал в Сирию и Палестину. Впечатления этой поездки вызвали желание создать серию картин на совершенно необычные для Верещагина сюжеты Евангелия. Трактованы они весьма оригинально, совершенно отлично от традиций, принятых в европейском изобразительном искусстве.
В картинах Верещагина жизнь Христа трактуется реально, часто в духе древних преданий и данных историко-этнографических наук, что официальная церковь признала чистейшим святотатством. В России же все евангельские картины Верещагина вообще были запрещены.
Евангельские картины породили волну страшного возмущения католического духовенства. Экспонированные на одной из выставок Верещагина в Вене, эти картины настолько «оскорбили» католическую церковь, что венский архиепископ, кардинал Гангльбауер опубликовал против них и их автора целое воззвание.
После поездки на Ближний Восток Верещагин исполнил также ряд картин, запечатлевших исторические памятники и архитектурные ансамбли. В их числе — «Стена Соломона» (Соломонова стена) и «В Иерусалиме. Царские гробницы» (обе 1884-1885гг.).
На картине «Соломонова стена» изображена «Стена Плача» в Иерусалиме.
«Стена Плача» или «Западная Стена» (ивр. , hа-Котель hа-Маарави) — часть (длиной 485 м) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, уцелевшей после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э.
Стена была возведена царём Иродом (37—4 годы до н. э.) в качестве опорной стены, поддерживающей земляную насыпь, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма. Эта стена была сложена без скрепляющего раствора из рядов гладко обтёсанных камней (средняя высота камней 1—1,2 м, длина — 1,5—3 м, некоторые достигают 12 м) со слегка выступающей прямоугольной филёнкой на лицевой стороне. Для придания стене большей устойчивости против давления земляных масс насыпи каждый последующий ряд кладки отступает от предыдущего вглубь. По мере того, как нижние ряды кладки покрывались земляными наносами (к началу XIX века над поверхностью земли оставались лишь пять верхних рядов иродианской кладки), стена надстраивалась. В настоящее время над иродианской кладкой возвышается ещё 19 рядов значительно меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки.
Стена плача является самым святым для евреев местом. Уже в первые века после разрушения Иерусалимского храма она стала местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране, местом, символизирующим былое величие Израиля и упование на его будущее. Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, а евреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены плача.
Михаил Лермонтов.
1830.
Плачь! плачь! Израиля народ,
Ты потерял звезду свою;
Она вторично не взойдет —
И будет мрак в земном краю;
По крайней мере есть один,
Который все с ней потерял;
Без дум, без чувств среди долин
Он тень следов ее искал!…
Возле Стены плача можно найти молящихся в любое время суток. Стена плача привлекает евреев как из самого Израиля, так и из стран диаспоры. Обычаем миллионов людей всего мира стало вкладывать записки между камней Стены Плача. На них пишут просьбы о ниспослании здоровья, достатка, спасения и удачи. Впервые эта традиция была упомянута в книге «Падэ Авраам». Книга приводит рассказ о том, как великий еврейский мудрец и знаток Кабалы Раби Хаим Бен Атар написал записку с просьбой о ниспослании достатка своему ученику и повелел этому ученику вложить ее в западную Стену Храма. Знатоки утверждают, что учеником Раби Хаима Бен Атара был другой мудрец, известный как Хида. Последнему вскоре улыбнулась удача. В другой книге «Мэа Шеарим» приводится важность этого обычая, так как упоминание имени человека к добру на Святых местах имеет особую силу. Согласно учению мудрецов, главный аспект молитвы — это работа, которую человек делает в сердце. Таким образом, в момент написания молитва, просьба уже сказана. Последующее упоминание имени человека и его просьбы у Стены Плача способствует лучшему и скорейшему принятию молитвы.
Миллионы молящихся и туристов со всего мира ежегодно прибывают в Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену плача и оставить записку с просьбой к Всевышнему между камней стены.