Дали, почитавший мастеров прошлого, всю жизнь мечтал побывать в Париже и посетить Лувр. В 1926 его мечта исполнилась. Художник много времени проводил в знаменитом музее, наслаждаясь созерцанием великих полотен. Во французской столице он познакомился со своим кумиром — Пикассо, портреты которого неоднократно писал.
В этом же голу мастер создал картину «Плоть на камнях» (1926, Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида). Она, очевидно, появилась под влиянием творчества Пикассо. Уместно даже сравнивать ее с работой «Две женщины, бегущие по пляжу» (1922) кисти великого земляка Дали. Объемная, диагонально расположенная фигура явно доминирует над плоскостью.
Картина «Плоть на камнях» была написана Сальвадором Дали в 1926-ом году и демонстрирует несомненный интерес художника к классическим мотивам, с одной стороны, и к попытке совместить их со свойственной кубизму фрагментарностью — с другой.
Массивная, основательная, будто вырезанная не очень умелым плотником из дерева фигура выглядит более бесчувственной и неодушевленной, чем окружающие ее скалы, очертания которых фигура в известной степени и повторяет.
Этой явное, намеренное преувеличение «неодушевленности» фигуры, которую сам Дали называл «чурбаком», кажется особенно задавным, когда знаешь, что моделью художника, как и всегда в те годы, выступила его родная сестра Анна-Мария — девушка округлая, мягкая, созерцательная и нежная.
Картина «Плоть на камнях» несет на себе явный отпечаток влияния Пикассо — и далеко не случайно. В апреле 1926-го Сальвадор Дали смог посетить студию Пабло Пикассо в Париже, что стало для молодого каталонца величайшим событием.
Во время этого визита Пикассо, благосклонно отнесшийся к «младшему товарищу» показывал Дали многие из полотен, которым вскоре предстояло быть выставленными в Галерее Розенберга.
Дали был невероятно впечатлен — как самим визитом, так и показанными ему Пикассо работами. «Плоть на камнях» написана, что называется, «по итогам» этого визита. Этот стиль Дали впоследствии окрестил «поэтическим кубизмом» — то есть, кубизмом с вкраплением элементов сюрреализма.
Кстати, и в этой картине Дали, геометрически безупречной, но, кажется, крайне простой, есть маленькая загадка: профиль фигуры отбрасывает такую же угловатую тень на ее руку, однако, присмотревшись к этой тени повнимательнее, вы обнаружите, что это тень не сестры художника, а самого Сальвадора! Таким хитроумным и почти незаметным способом он вводит своё «эго» в пространство полотна.
Картина «Плоть на камнях» выставлялась на «Осеннем салоне» в Галерее Sala Pares в Барселоне, а вскоре после того — на второй персональной выставке Дали в Галерее Далмау.
Эту небольшую вещь (41 Х 27 см, дерево, масло) можно считать очень важной в творческой карьере художника: Дали заметил и расхвалил передовой каталонский критик Себастьян Гаш, что во многом способствовало обретению художником опредленной известности — пусть пока и на провинциальном каталонском уровне.
В настоящий момент картина «Плоть на камнях» находится в коллекции Музея Дали во Флориде.
Удивительно яркое по своему жанру произведение. Дали на этот раз слегка отошёл от своего сюрреализма и мастерски воспользовался другим жанром – кубизма. Это сложно, но как видите, возможно. Зато эта перемена жанра дала неожиданные плоды. Это полотно полное этому подтверждение.
Дали изобразил здесь плоть, возлежащую на камнях, но это не просто плоть – это распрастёртая на камнях человеческая туша, которая лежит на камнях в довольно-таки странной позе. Но, не смотря на странность позы читается иное – одиночество.
И эта боль одиночества кричит в каждой мускуле данного тела. И скорее всего это тело женское.
Ведь чаще всего страдает от одиночества женщина. Но тогда пред нами достаточно мощная упитанная женщина, к которой уж точно никто из мужчин не подойдёт никогда. Потому что нет в этой фигуре ничего утончённого и женственного, разве только что грудь, которая прикрыта белой простынёй. Вот почему одиночество! Не подойдёт никто к такой гром-бабе. И вот она в отчаянии, практически в позе распятого Христа возлегла на камни…
Говорят, что Дали написал это полотно под влиянием от творчества своего друга Пикассо. Они кстати, хорошо дружили, не смотря на разницу в жанрах. Оба ужасно плодовиты в работе. Оба оставили о себе достаточно много напоминаний.
У того же Пикассо почти целая улица занята музеями. Чего уж тут говорить о Дали. Но это полотно всё же выделяется на фоне всех работ Сальвадора Дали от всех тем, что на нём не изображена его муза – Гала. Да, как правило, и особенно в последние годы своей жизни он всё чаще посвящал свои полотна жене и там же её рисовал. Изобразить её такой страшной он не мог, но всякий раз говорил, что этого отчаяния ей не избежать.
Одиночество будет преследовать нас всегда, сколько бы ни прожил человек. Собственно с годами она сама это поняла.