Описание картины Винсента Ван Гога Четыре увядающих подсолнуха - Описание картин Ван Гога
Описание картины Винсента Ван Гога Четыре увядающих подсолнуха

Описание картины Винсента Ван Гога Четыре увядающих подсолнуха

Подсолнухи – цветы, в которых Ван Гог нашел созвучие с собственной душой. В своей жизни он писал их много и с удовольствием, и лучшие его времена отмечены картинами с подсолнухами – яркими, живыми, наполненными силой и радостью.

В то время он жил в Арле, в маленьком желтом доме, беленом изнутри, и мечтал создать сообщество художников, творческую мастерскую, в которой, в атмосфере принятия и вдохновения, все могли бы творить, что захотят.

Первым, кто откликнулся на его идею, был его друг Поль Гоген, и, предвкушая его приезд, Ван Гог задумал украсить все подсолнухами. В то время они были на всех его картинах. Яркие желтые цветы, сильные и большие, стремящиеся за солнцем и засыпающие без него.

Однако, тот период счастья кончился быстро. У Ван Гога случился первый приступ безумия, его заперли в психиатрическую клинику, и, выйдя оттуда, он оказался опустошенным, несчастным и совсем нищим. За желтый домик было нечем платить, подсолнухи больше не радовали художника, и “Четыре увядших подсолнуха” написаны именно тогда. Они уже начинают подсыхать.

Болезненно изломанные стебли лежат в куче, лепестки съежились, цветы беспомощно глядят в разные стороны, больше не глядя на солнце. Эта картина показывает эфемерность жизни. Как легко сломать стебель подсолнуха, так легко сломать и судьбу человеческую.

Однако, подсолнухи спелые, а значит, ещё есть надежда. Семечки, заключенные в них, могут быть посажены и стать прекрасными цветами. Природа возьмет свое, старые подсолнухи возродятся в новых, и те вновь будут яркими, желтыми и радостными, будут поворачиваться в сторону солнца.

Ожидание этого сияющего будущего в картине не очевидно, но оно есть. Словно подбадривая самого себя, Ван Гог изображает цветы, которые, кажется, повержены, но могут скоро расцвести вновь. Жизнь эфемерна, но у неё нет конца.

Среди большого количества созданных гениальным мастером работ, особое место занимает знаменитая картина «Подсолнухи» Ван Гога, над анализом которой работает уже несколько поколений искусствоведов. Несмотря на всемирную известность этого сюжета, многие даже не догадываются о том, что художником была создана целая серия картин с подсолнухами, которая условно делится на два цикла. В первый, парижский цикл, входят картины, на которых изображены лежащие растения (1, 2, 3, 4). Второй цикл был создан в Арле, он включает холсты, на которых изображены цветы в вазе (1, 2, 3, 4, 5, 6).

«Подсолнухи» стали своего рода визитной карточкой художника и занимают в его творческом наследии такое же важное место, как, например, «Джоконда» в творчестве Леонардо или «Черный квадрат» в творчестве Малевича. Как известно, Винсент часто писал цветы. Существуют его полотна, изображающие ветки цветущих деревьев – яблонь, акаций, миндаля, каштанов. Нравилось ему рисовать и простые полевые цветы – ромашки, маки, васильки и даже чертополох. Но особую любовь Ван Гог испытывал к подсолнухам, о чем неоднократно писал своему брату. Художник признавался в письмах, что это растение он ассоциирует с собой. Возможно, это было связано с тем, что это желтые цветы, а этот цвет, как известно, был для живописца самым любимым.

На картинах «Подсолнухи» Ван Гога, созданных в жанре натюрморт в Париже, мастер запечатлел в беспорядке лежащие срезанные цветы. Лепестки на них взъерошены и примяты, изображение великолепно передает судорожное увядание огромных соцветий и толстых изогнутых стеблей. Несмотря на то, что судьба этих растений предрешена, картина удивительным образом передает дремлющую в них большую жизненную силу и сопротивление неизбежной участи.

Если описание созданных в Париже картин «Подсолнухи» Ван Гога производит депрессивное впечатление, то цикл работ, которые были созданы через год, в Арле, напротив, наполнен светом и радостью. Это связано с тем, что, пребывая на юге Франции, художник испытывал большой эмоциональный подъем. Эти картины он создавал для того, чтобы украсить стены мастерской и комнат в его любимом «желтом домике», куда он пригласил своего друга, художника Поля Гогена.

Картины в жанре натюрморт, изображавшие подсолнухи в вазе, Ван Гог изначально планировал разместить в их общей мастерской, в которой оба художника должны были вместе работать. Он хотел создать не меньше двенадцати панно с изображением любимых цветов, но на протяжении лета, несмотря на большое рвение, ему удалось написать только четыре картины. Они были размещены в гостевой комнате, которая была приготовлена для Гогена.

К сожалению, из задуманного и созданного в Арле цикла картин Винсента Ван Гога «Подсолнухи» одна из работ была безвозвратно утеряна, сохранилось лишь ее фото. Эта картина была уничтожена во время Второй Мировой войны в результате боевых действий в Японии. Судьба других полотен сложилась более удачно: одна из картин цикла, на которой изображено три подсолнуха, хранится в одной из частных коллекций в США, а две другие, наиболее известные, оказались в Лондоне и Мюнхене.

Каждый оригинал картины Ван Гога «Подсолнухи» имеет предельно простой и лаконичный сюжет: на поверхности стоит простая грубая ваза с огромными цветами. Цветы кажутся слишком большими и несоразмерными окружающей обстановке и даже размерам холста, поэтому создается ощущение, что лепестки подсолнухов вот-вот раздвинут края картины и проникнут в наш реальный мир. Полотна созданы в оригинальной технике «импасто», в которой краски наносятся на поверхность очень густо, как с помощью кисти, так и мастихином и ножом. Благодаря шероховатой и грубой фактуре полотна создается иллюзия того, что цветы не нарисованы на холсте, а находятся по эту сторону картины, движутся, изменяются и колышутся от дуновений ветра.