Картину “Опавшие листья” написал советский художник Исаак Бродский в 1915 году.
Работы Бродского точно передают очарование природных уголков российской средней полосы. Особо автор любил неброскую, полупрозрачную, но вместе с тем – яркую красоту осени. “Опавшие листья “ – пожалуй, одно из самых знаменитых его полотен на эту тему.
В сюжете – ранняя осень, спокойный, солнечный день. До покорения природы зимой еще далеко: видно немало зеленых листочков, чуть подернутых желтизной.
В ветках полуголой вереницы деревьев на аллее – голубое с характерным осенним оттенком небо. Солнце теплое, ласковое; парк будто замер. Но, возможно, совсем ненадолго и через мгновение ветер принесет на веранду очередную партию полу полузасохших листьев.
На первый взгляд, обитатели этого домика вышли пройтись и скоро вернутся: распахнутая дверь, удобно стоящие стулья. Но позже понятно: в домик вернутся лишь через зиму. Есть на нем какая-то еле уловимая печать запустения.
Но ни стремительно исчезающее лето, ни покинутый дом не вызывают печали. Напротив, от картины ощущается свежесть, умиротворение, даже радость от текущей и грядущей погоды.
Палитра картины спокойная, с преобладанием золотистого, желтого, красного. Она передается особенное настроение осеннего пейзажа и сплетенного с ним интерьера. В сюжете – именно “золотая” осень, без пасмурного тяжелого неба, без промозглых ветров и дождей. Бродский хочет сказать как раз об этом. Ведь золотисто-желтые – не столько листочки, шуршащие на полу, сколько лучи теплого солнышка. А красные – не ветки замерзшей рябины, а свежевыкрашенные лестничные перила.
Плавный переход: из цвета в цвет или из одного времени года – в другое почти незаметен. Благодаря тому, как мастерски и тонко Бродский заставил играть свет и тень на своем полотне.
Бродский Исаак Израилевич – художник, живший и творивший в советское время. Он написал множество картин, но наиболее известны осенние пейзажи Бродского. Он, как никто другой, умел передать неброскую красоту, скромное обаяние и утонченность этого времени года.
«Опавшие листья» – одна из таких картин. Здесь изображен ясный, солнечный день, которые бывают только в начале осени. Природа еще хранит отголоски лета, на деревьях видны последние зеленые листочки как прощальный привет жаркого лета. Но осень уже вступила в свои права. Повсюду заметно буйство осенних оттенков: багряный, золотистый, коричнево-желтый.
Эти же оттенки синхронно повторяются в цветовом оформлении стен домика, в красных тонах мебели и перил крыльца. Эти краски добавляют яркости и выразительности осеннему пейзажу. В переплетениях ветвей виднеется бледно-серое небо, которое совсем скоро затянут свинцовые тучи. Но пока оно чисто, светло и безмятежно.
На переднем плане картины изображен интерьер одной из комнат дачного домика. Скорее всего, это веранда. Зритель смотрит на происходящее как бы из глубины дома. Дверь на улицу широко распахнута. Кажется, что люди вышли только на минутку и вот-вот вернутся обратно, к своим делам, к повседневной дачной жизни и летним развлечениям.
Но нет, увядание природы неизбежно, его не остановить. Вот и дощатый пол уже усеян опавшими листьями, занесенными внутрь дома резким порывом осеннего ветра. Ясно, что этот дом не наполнится голосами до наступления летнего сезона. Эти кресла так и будут стоять в ожидании своих хозяев.
Картина Бродского, несмотря на осенний сюжет, не оставляет после себя впечатление увядания и смерти природы. Скорее «Опавшие листья» пронизаны солнечным светом и осенней прохладой и свежестью, подернутой легким морозцем.