Николай Ге. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила -
Николай Ге. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила

Николай Ге. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила

Николай Ге. Аэндорская волшебница вызывает тень СамуилаВ Академии художеств Ге учился семь лет. Все его ученические работы показывают, что годы не прошли для художника даром. Помимо создания ветхозаветных сюжетов, он выделялся и как портретист.
Особенно хороши были его работы, связанные с мифологическими сюжетами. Великолепно программное произведение Ге Ахиллес оплакивает Патрокла (1855), написанное по поэме Гомера «Илиада».
Второй удачной работой начинающего художника стала «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» (1856), в написании которой Ге использовал многие композиционные и колористические приемы Брюллова.
Накануне решающей битвы с филистимлянами, чувствуя себя оставленным Богом, который не отвечал Саулу через дозволенные Иудейским законодательством тех времен способы – «урим и туммим», сновидения и пророчества, царь решился обратиться к волшебнице.

Ее нашли с большим трудом, поскольку Саул сам приказал изгнать всех магов и колдунов из своего царства, не столько преследуя их по Божьему завету не обращаться за предсказаниями, сколько опасаясь чар против себя. Волшебница спросила, чей дух нужно вызвать, и Саул, странно зависящий от привычки обращаться все время за пророчествами к Самуилу, велел вызвать его дух. А между тем отношения с пророком были испорчены еще задолго до его смерти, и в последние годы жизни старец активно противостоял правителю и даже втайне от него помазал на царствие Давида. Он же и предсказал ранее Саулу гибель его сыновей в битве с филистимлянским войском и его собственную смерть. Именно это безысходное пророчество отравило последние годы правления справедливого и доброго царя, сделав его подозрительным и параноидально-мстительным. Вызванный дух повторил Саулу свое прежнее предсказание, не оставив никакой надежды на спасение. Царь, сраженный отчаяньем, упал на землю…
Этот трагический момент очень выразительно отображен в картине молодого живописца. Сюжет подобран крайне удачно, и в этом уже проявился Николай Ге, способный поднимать в своих работах философские вопросы о поиске истины и находить единственный момент, являющийся неким символическим Рубиконом, после которого уже нельзя повернуть вспять. Обращение Саула к магии и было тем самым бесповоротным роковым решением, подписавшим окончательный ему и его сыновьям.
Краткий библейский рассказ об Аэндорской волшебнице издавна бередил умы иудеев и христиан, рождая многочисленные богословские споры и толкования в контексте темы существования души после смерти. Отдельным предметом словесных баталий вставал вопрос, кто на самом деле явился на зов колдуньи: действительно дух пророка Самуила, какой-нибудь демон или же вся магия была простым шарлатанством. Сторонники веры в реальность колдовства эту притчу рассматривали как библейское доказательство своего мнения.
Красочно и образно перенесенная на холст ветхозаветная история принесла художнику большую золотую медаль и дала возможность совершить пенсионерскую поездку в Италию.