«Веселая минутка» – самая узнаваемая из работ художницы Антонины Леонардовны Ржевской. Потомок обедневшей дворянской фамилии из Твери, Антонина Леонардовна обучалась в Мариинской гимназии, а затем, после переезда в Москву, окончила курсы в Московской академии живописи, ваяния и зодчества. Ее картины исполнены жизни и света, это, зачастую, простые бытовые сценки, словно случайно подсмотренные в самых обыкновенных домах.
Такова и полюбившаяся многим поколениям «Веселая минутка» – полотно, вызывающее, при взгляде на него, невольную улыбку радости. Динамичная, выполненная почти исключительно в светлых тонах, наполненная движением. Разглядывая представленный сюжет, зритель словно наяву слышит звуки музыки, наполняющей небольшую комнату деревянной избы, где развлекаются, дед и двое его внуков.
Полотно Антонины Ржевской Веселая минутка покорило зрителей искренностью и оптимизмом, чувством светлой радости, заполняющей все пространство столярной мастерской, в которой пляшут под гармошку дедушка и маленький внук. На фоне традиционных для творчества передвижников картин, которые в массе своей обличали пороки общества, просвещали, были своеобразными учебниками в красках, «Веселая минутка», будучи абсолютно непритязательной по сути своей, оказалась в наиболее выигрышном положении. Не претендуя на освещение «острых социальных проблем», Ржевская обратилась к повседневной жизни простых людей, увидев в них искренность чувств и душевную чистоту.
Жизненность и непосредственность ситуации, ее «сиюминутность», кажущаяся легкость – результат кропотливого труда художника. Композиция продумана и закончена, фигуры людей окружены насыщенным светом воздушным пространством. Кажется, что веселье и радость вливаются в помещение из окна вместе с лучами зимнего солнца, освещающего розовую рубашку пляшущего мальчика, его золотистые кудри, дедушкин тулуп и его седую бороду, разноцветные меха гармошки в руках старшего внука. И сама живописная поверхность картины наполнена светом, движения кисти свободные, кажется, что не только люди в этой комнате, но даже вся утварь мастерской и стружки на верстаке и на полу участвуют в общем веселье. Доказательством успеха картины (особенно для родственников художницы) стало то, что «Веселая минутка» была сразу же куплена для своей галереи П.М. Третьяковым.
На переднем фоне фигура маленького мальчика, залитая светом. Ребенок стоит спиной к зрителю, на нем свободная рубашонка, короткие брючки и обувь, он притоптывает на месте под звуки гармоники, на которой играет его старший брат, присевший на лавку в левом углу картины. Подростку с гармоникой не больше четырнадцати лет, на нем трудовой белый фартук, накинутый поверх алой рубашки, он явно только на минутку оторвался от дела. Возможно, отвлек его приход деда, который изображен на картине в уличном тулупе. Старик с окладистой белой бородой самозабвенно отплясывает, любуясь маленьким внучком.
Все действие сцены происходит в мастерской. Вокруг трех действующих лиц разбросаны деревянные опилки, на задней стене комнаты висят плотницкие инструменты. Очевидно, что работа кипит здесь, и только на короткий срок труд уступил место развлечению.
Статью прочитали 133