Два последних десятилетия XIX века стали временем наивысшего расцвета таланта пейзажиста, самым важным, самым плодотворным периодом его творчества. Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей.
В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры.
В 1880-е годы Шишкин создал тонкие по колориту работы, отличающиеся чувствительным переживанием природы. Одна них — Лес весной (1884). Теплый свет проникает сквозь робкую зелень ветвей. Пейзаж отличает эпическая величавость, вместе с тем в нем ощущаются и мягкие, задушевные ноты.
Природа в «пейзажах настроения» становится как бы выразителем музыки человеческой души. При посредстве ее состояний человек размышляет о жизни. Шишкин усилил эмоциональное и лирическое звучание своих пейзажей, но они выражают состояние природы и чувства человека, отзывающегося на это состояние.
Иван Сергеевич Тургенев.
Весенний вечер
1843.
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом.
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.