Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии -
Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии

Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии

Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии1880-1883. Холст, масло. 178 x 285,4. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Замысел картины возник в 1877 в Чугуеве. Первоначально композиция предполагалась как «Крестный ход в дубовом лесу», и художник работал над ней до 1881. Летом 1881 И. Е. Репин предпринял поездку в Курск и его окрестности, где в монастыре Коренная Рождество-Богородичная пустынь летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы. По возвращении художник приступил к новому варианту «Крестный ход в Курской губернии». С этого момента он не оставлял работы над картиной и завершил ее в 1883 к выставке «11-я ТПХВ 1883-1884».

Живописные и графические эскизы и этюды находятся в ГТГ (1881, «Паломник», бумага, акварель, графитный карандаш), ГРМ (1880 и 1882), а также в собраниях музеев России, за рубежом и в частных коллекциях.

В картине «Крестный ход в Курской губернии» дана вся Россия: отсталые, страшные формы ее общественной и духовной жизни, социальная иерархия, надежды, развлечения, судьбы.

В «Крестном ходе» Репин предскажет даже форму начала первой русской революции (крестный ход 9 января 1905!), даст образ русской толпы и в то же время русского народа, покажет индивидуальности и характеры. Он даст пейзаж Родины, совсем разный в вариантах своего сюжета.

Корней Иванович Чуковский описывал «Крестный ход» следующим образом: «…это непревзойденное умение выражать психическую сущность человека каждой складкой у него на одежде, малейшим поворотом его головы, малейшим изгибом мизинца… Обо всем этом с такой же экспрессией мог бы написать лишь один человек – Лев Толстой. Лишь у Льва Толстого нашлись бы слова, чтобы описать каждого из этих людей: так сложны и утонченные характеристики, сделанные репинской кистью… Здесь предельная степень реалистической правды».

Все герои этой живописи– одна огромная семья, один громадный, разросшийся род России. Той самой великой, страшной и смешной России, которая движется в картине. Да это же не холст, это скорее старинная кинолента, только странно, что она цветная! Идет-бредет вся Россия. Она в пути, но еще не знает, куда ее приведет дорога. Гениалтный художник провидел судьбы, запечатлел глаза, облики, фигуры, дал точнейшие по исчерпывающей полноте своих характеристик народные типы.