Образ Бабы Яги в отечественной культуре невозможно рассматривать без русских сказок. Имя И. Билибина, известного иллюстратора, автора эскизов для сценических костюмов и декораций, связывают со сказочной вехой русской действительности, поэтому Ягу нужно рассматривать только с его точки зрения.
Что мы знаем о Бабе Яге с самого детства? Это злая, страшная колдунья, которая живет в избушке на курьих ножках в чаще леса. Древнерусские богатыри преимущественно обнаруживали колдунью в избе, лежащей на лавке, рассказывали про ее нос, висящий через шест, и удивлялись необычному способу передвижения – транспортом для Яги служила ступа, а помело использовалось как руль и для заметания следов.
Если покопаться в истории Бабы-Яги, то можно обнаружить древнюю богиню ада в культуре славян. Она перемещалась на железной ступе, используя в качестве штурвала железный посох. Древние приносили ей жертву, преимущественно, кровавую. С приходом христианства адская жительница переросла в злобную старую колдунью-людоедку, которая уединенно живет в лесу, творя всевозможные пакости.
Исследователи считают образ Бабы Яги тем, что находится на границе двух миров. Яга, по их мнению, является посредником между героем и потусторонним миром (Тридесятым царством), стоящим на границе реальностей (костяная нога). Она помогает попасть Иванам-царевичам в мир фантастики через выполнение определенных ритуалов (пойди вслед за клубочком, баньку истопить, избушку успокоить или конкурента-Кощея одолеть). Этот самобытный образ не мог оставить равнодушным представителей творческих профессий – художников, музыкантов, композиторов или режиссеров. Известна, к примеру, пьеса М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках», советские сказки и «картинка» композитора А. Лядова «Василиса Прекрасная».
Сюжет ее всем знаком с детства: принц ищет свою принцессу неземной красоты. И. Билибин создал множество иллюстраций к этой сказке, одна из них называется «Баба-яга в ступе». На картине изображена сказочная героиня, которая летит в ступе по дремучему лесу. Она сидит, поджав ноги, в своем деревянном транспортном средстве, покосившемся то ли от скорости полета, то ли от того, что столкнулся со стволом упавшей березы. В правой руке Яга держит пест, которым толкут зерно, а левая занята помелом. Сарафан у нее весь в заплатах, а рукава рубашки закатаны по самые локти.
Образ билибинской Бабы-яги двояк. С одной стороны, ее внешность, которая не устрашает, а отталкивает: руки-крюки с «фреддикрюгескими» пальцами, горбатый нос, бескровные губы-ниточки, маленькие глаза и кожа нездорового желтого цвета. Если вы сравните ее с одноименным полотном Васнецова, то последнее навеивает ужас, ведь ведьма несет невинного ребенка, а глаза ее какие-то адские. Иллюстрация Билибина способна вызвать жалость, поскольку эта некрасивая женщина одинока в лесной глуши.
Но взгляните на ее волосы – нечесаные, словно пакля висящие по сторонам, они развеваются по ветру, показывая скорость передвижения Яги. Седой цвет их, как известно, означает мудрость, поэтому жительница избушки на курьих ножках помогает всем Иванам в поисках их Василис.
Она летит по древнему дремучему лесу, где растут мощные ели, покрытые лишайниками и мхами, а вдалеке видны кривые стволы сухих берез, на траве растут мухоморы. Посмотрев на иллюстрацию, вы начинаете верить – вот она, та самая Баба-Яга из детских сказок.
Пейзаж окружен орнаментальной рамкой, мотивы которой изображали на старинных кушаках из шерсти. Так что обратите внимание на цветовую гамму картины. В ней преобладают коричневые, даже оттенка хаки, тона. Кора деревьев, ступа, руки и кожа ведьмы имеют такой цвет. Все приглушено спускающейся на землю ночью или темнотой таинственного леса. Единственные яркие пятна на картине – синий сарафан, розовая рубаха – латанные-перелатанные, а еще алые мухоморы на фоне табачно-зеленой травы. Ядовитые грибы как нельзя лучше отражают основную сферу деятельности этой героини русских сказок – мелкие пакости или отмщение (хрустальный череп, выданный Василисе, выжег глаза злой мачехе и коварным сестрам).
Главный момент, на котором акцентирует внимание художник – это не образ Бабы-Яги, а место, откуда (или куда) она направляется, причем созданного таким образом, что вы можете дать волю своей фантазии.
Ступа парит в воздухе, но не в самом небе, а практически над травой. Это признак приземленности народных верований. Если Иваны-царевичи общаются с чертом, Кощеем, русалкой, трехглавым змеем, то почему исключением должна стать Баба-Яга?
Яга, написанная Билибиным – довольно символичный образ. Посмотрите на то, что она держит в руках. Помело, которое находится в левой, старое, ободранное, кое-как привязанное. Это неспроста – старая метла в новом доме считалась признаком всевозможных неудач, но для ведьмы, живущей в лесных дебрях – то, что доктор прописал. Еще одно русское поверье заключается в том, что метлу можно положить поперек двери и вызвать на разговор умерших родственников и друзей. Что ж, довольно предсказуемо для ведьмы, стоящей на границе миров. С этим поверьем тесно связано еще одно русское табу – не оставлять помело в комнате умершего – его дух может возвратиться и терроризировать вас, а это Яге только на руку.
Пест для зерна в правой руке ведьмы так же символичен – зерно означает жизнь, а средство для его перетирания – единение с духом предков. Не поэтому ли все герои русских сказок рано или поздно приходят в избушку на курьих ножках? Настроение картины «Баба-Яга в ступе» ирреально, чему немало способствует стиль написания Билибина – книжный дизайн по мотивам гравюр и летописных рисунков с четкими линиями, закрашенными акварелью. Очертания, которые служат для разграничения предметов, придают картине объем, а орнаменты словно переносят изображение в сказочную плоскость. Взгляните на иллюстрацию к сказке еще раз – вы погрузитесь в атмосферу русского эпоса, окажитесь в полуреальном-полуфантастическом мире, так знакомом с самого детства.