Великий русский маринист Айвазовский в ответ на заявления критиков о его уже устаревшей манере творчества в 1873 году написал картину «Радуга», которая ознаменовала новый период в его творчестве.
Это только с первого взгляда перед зрителем возникает характерное для Айвазовского крушение парусника на полотне. Но эта картина существенно отличается от созданных ранее шедевров живописца.Не оставляя своих излюбленных приемов, автор, успешно модернизирует их, особенно колорит полотна.
В центре холста — корабль, потерпевший крушение у скал. На шлюпке уходят моряки, пытаясь спастись. Сильным ветром брызгами воды размывается силуэт потерпевшего крушение корабля и береговой линии. Суровое грозовое небо практически соединилось со стихией океана.
Яркие и сочные цветовые решения, которыми раньше так увлекался мастер, в этой картине уже сменились оттенками более спокойными, сдержанными, хорошо отработанными. Колоритность работы отличается особенной изысканностью оттенков и переходов. А солнечный свет, который сверху будто пронзает весь штормовой хаос, создает живую радугу, светлую, чарующую и нежную. Она предвещает чудо — спасение. Паническое состояние моряков на шлюпке, переходит в радостное оживление. Один человек с благодарностью поднимает руки к Богу.
Можно отметить, что чувственное восприятие картины в общем позитивное, жизнерадостное. Айвазовский изобразил победу моряков в смертной схватке с природной стихией. А радугу он использует в качестве светлого символа спасения, так называемого последнего лучика надежды. Можно ее рассматривать и в качестве библейского символа спасения всего человечества. Невзирая на очевидную романтическую направленность, «Радуга» уже гораздо ближе к реализму.