Рота ополченцев отправляется в поход. Мушкетеры пришли в движение, подбадриваемые барабанной дробью, вспугнувшей уличного пса: разворачивается знамя, оружие приводится в боевую готовность. Острые пики вздыбились, ополчение готово отправиться в бой. Среди солдат люди разного возраста, социального положения, уровня доходов. Всех объединяет патриотический порыв.
Тщательно выписанные лица героев монументального полотна создают ощущение достоверности и полной реалистичности происходящего. Выполняя обычный для того времени заказ, предполагающий создание статичного группового портрета, автор разрушает границы жанра. Для него важно не только внешнее сходство героев, но и внутреннее настроение каждого из них. Полотно можно изучать несколько месяцев, открывая все новые связи, взаимоотношения героев. Полна работа и загадок.
Сотни версий выдвигают искусствоведы относительно присутствия на картине маленькой девочки с ангельской внешностью и военными атрибутами в одежде. Скорее всего, яркая фигура понадобилась автору, чтобы уравновесить цветовую композицию, также это может быть символическим изображением талисмана ополченцев. Известно, что смысловая нагрузка картины не пришлась по душе заказчикам, поначалу они даже отказывались оплачивать заказ, а когда оплатили, варварски обрезали полотно, чтобы разместить его в зале для пиров и собраний.
На картине изображён момент, при котором капитан Кок отдаёт приказание о выступлении лейтенанту Рейтенбургу. Можно увидеть, как старается барабанщик выбивает дробь, а на него пытается лаять собака и прапорщик заворачивает знамя. На картине, в движении даже детали одежды у стрелков. Надвигается момент построения.
На переднем плане изображена девочка в золотистом платье, окружённая символами, относящимися к мушкетёрам. На поясе у неё петух и пистолет, а в левой руке она держит рог для вина. Какую роль она играет?
Данная картина Рембрандта Ночной дозор является групповым портретом, который оплачивали все стрелки, изображённые здесь, но Рембрандт изобразил и случайных наблюдателей, в результате чего портрет был превращён в многоцветную сцену с уличным сборищем. Яркие лучи высвечивают фигуры, кружева, лица , парчовые одежды и многие другие детали. Все в ожидании построения и разными делами: кто размахивает копьём, кто занят зарядкой мушкета, кто стучит в барабан, кто смотрит по сторонам.
Все ждут команду, им не терпится выступить общим боевым строем, гордо прошагав перед знакомыми и родными. Ведь они – защитники города! Сейчас картина хранится в Амстердаме в Государственном музее.
При всей сложности содержания, картина не лишена парадности и торжественности. Мушкетеры не просто готовы к бою, они словно позируют художнику, приведя себя в полный порядок. Декорацией выступает триумфальная арка: с одной стороны, напоминая о былых победах, с другой стороны, предвосхищая грядущую славную победу.
Концентрируя свет на лицах и руках изображенных солдат (один из любимых приемов автора), мастер добивается глубины изображения характеров и судеб.
Три главных цвета определяют колорит картины: золотисто-желтый, красный и черный. Талантливое взаимодействие этих цветов придает работе энергию, иллюзию движения и драматизм.
Трудно предположить, каким на самом деле был свет в работе, копоть сальных свечей за три века покрыли работу слоем копоти, а реставрация ликвидировать этот налет полностью не смогла. Зрителю остается лишь догадываться о том, как выглядела картина в момент ее представления заказчику.
Сегодня этой работе отведен целый зал музея. Юные голландцы целыми классами приходят сюда, чтобы послушать историю создания величайшего шедевра их гениального земляка.