Художник Сергей Лучишкин жил и работал во времена расцвета искусства социалистического реализма. Большинство картин в то время были полны политического пафоса и вымученного оптимизма. Тем сильнее выделялась на этом фоне работа «Шар улетел» — искренний рассказ о разочарованиях в жизни, одиночестве и утраченной мечте.
Художник изобразил не привычную советскую действительность, а совершенно иной образ, который отражает абсолютно другую реальность. Многоэтажные дома, изображенные на холсте, словно сжимают пространство и нависают над ним, создавая ощущение безысходности. Серое небо символизирует холод и равнодушие, не оставляя никакой надежды на светлое будущее. На картине также изображена маленькая девочка в голубом платье, стоящая во дворе в полном одиночестве. Позади неё находятся молодые, недавно посаженные деревца, а сверху давят стены серых, громадных домов. Деревья символизируют некую печаль и уныние.
Она смотрит на улетающий вдаль красный шарик, поднимающийся высоко в небо. Несмотря на маленький размер, шарик очень чётко выделяется на общем фоне. Позади девочки расположен деревянный забор, словно ограждающий её от внешнего мира. На холсте можно рассмотреть жителей, занимающихся привычными делами и отрешённо виднеющихся в окнах многоэтажек. В одном из окон находится мать с ребёнком на руках, а этажом выше виднеется человек, покончивший жизнь самоубийством. В другом окне виднеется молодая женщина, расчёсывающая волосы.
Художник пытается рассказать о настоящей повседневности, не приукрашенной пропагандой советской счастливой жизни. Здесь нет намёков на светлое будущее и радостного ожидания нового дня. Действительность оказывается не такой радужной, как её пытаются представить многие советские художники, а наоборот, она является воплощением грусти и отчаяния. Силуэт повешенного в окне человека является намёком на трагизм. Рассмотрев второй план, можно понять всю глубину картины, наполненной определённой сюжетной линией. Она формирует ощущение подчинения и следованию общей идеи. Чувствуется сильная причастность к навязанным и чужим принципам и предпочтениям.
Визуально картину Сергея Алексеевича Лучишкина Шар улетел можно разделить на три части: слева и справа возвышаются два многоэтажных дома, а между ними двор-колодец. Дома доминируют и подавляют своими размерами, они настолько громадные, что человек рядом с ними кажется песчинкой. В голом, пустынном и сером дворе стоит маленькая девочка в голубом платье. Она смотрит в небо – туда, куда улетел ее красный шарик.
Сам двор вызывает уныние – это серая коробка, огороженная забором от остального мира. Даже попытка высадить деревья, чтобы оживить это пространство, не увенчалась успехом. Вместо сочной зелени торчат голые стволы – символ уныния и безысходности.
О смыслах, заложенных в произведении, можно говорить бесконечно. Так, многоэтажные дома со своими жильцами – это аллегория разных этапов в жизни человека. Маленькая девочка во дворе символизирует детство, девушка в окне, расчесывающая волосы, — это молодость, женщина с ребенком – зрелость, а повесившийся мужчина на верхнем этаже – печальное завершение жизненного пути. При таком подходе человек чувствует себя безвольным винтиком в системе. Появляется чувство безысходности и обреченности.
Другое прочтение картины позволяет говорить о противостоянии личности и общества. Огромные многоквартирные здания невнятного серо-желтого цвета – символ социалистического общества, стремящегося ко всеобщему равенству. Тогда как маленькая девочка в голубом платье – образ индивидуальной личности, полной мечтаний. Дома доминируют над девочкой, сжимают пространство, подавляют своими размерами, словно хотят вовсе ее растоптать. Так и социалистический строй стирал все индивидуальное, оставляя лишь выпотрошенную бесцветную оболочку.
Единственный выход из этого замкнутого мирка – вверх, вслед за шариком, но для этого нужно научиться летать.