Батальная живопись -
Батальная живопись

Батальная живопись

Старый городБатальная живопись – это жанр изобразительного искусства, который изображает военные сражения. Битва может быть как придуманной, так и действительно произошедшей. Цели, которые преследует батальная живопись:

  • Развитие чувства патриотизма, долго перед Родиной.
  • Изображение переломных моментов битвы.
  • Зарисовка важных битв и сражений.

По причине того, что художники довольно часто иллюстрируют реальные сражения, это сближает батальный жанр с историческим. Также, в батальных полотнах могут содержаться детали бытового жанра, демонстрация бытовых моментов из жизни солдат.

Представителями батальной живописи являются А. Зауервейд, Богдан Виллевальде, Алфонс де Невиль, Франц Рубо и многие другие. Одним из первых художников, переставших показывать войну в романтическом ключе, был русских баталист В. В. Верещагин. Именно ему принадлежит самая известная картина в батальном жанре — «Апофеоз войны». На полотне изображена пирамида из человеческих черепов. По сути, художник осуждает кровавые и захватнические войны, на которых ему приходилось бывать. Также, батальные сцены содержат и другие работы художника, такие как «Нападают врасплох», «Смертельно раненый», «Перед атакой. Под Плевной» и туркестанская серия.

Большое внимание деталям быта на своих полотнах уделял художник Николай Каразин. Материала для картин было предостаточно, ведь художник являлся военным корреспондентом. Работы Каразина легко узнаваемы за счет выделяющейся манеры построения света и контраста. Картины «Бой с пугачевцами», «Битва при Зерабулаке», «Смерть Пети Ростова» и «Вступление русских войск в Самарканд» показывают жизнь русской армии.

Именно батальные сцены принесли известность художнику живописцу Р. Р. Френцу, несмотря на то, что писал он в разных направлениях. Советский педагог и руководитель ЛИЖСА им. Репина создает такие картины как «Штурм Зимнего дворца», «Сталинград. 2 февраля 1943 года», «Сталинградская битва». Все его полотна выражают крайнюю эмоциональность и динамичность.

В репродукциях картин современных художников практически не встречаются батальные сцены. Интерес к войнам повышается лишь во время крупных военных конфликтов. Постоянные междоусобные войны в Европе делали популярными батальные полотна, однако, ближе к 20 веку интерес начал пропадать. Великая Отечественная война снова разожгла интерес к батальным сценам.